Когда казалось бы мир уже начал снимать карантинные ограничения, рост заболеваемости COVID-19 пошел на новый виток. Из мнений экспертов касательно перспектив текущего года вполне можно составить рейтинг пессимизма. Но действительно ли пандемия стала камнем преткновения мировой экономики или коронавирус лишь обнажил уже давно назревающие проблемы?
Как представлено на графике, по данным 2017-2019 годов четко прослеживается тенденция замедления мировой экономики с 3,3% до 2,4% (снижение динамики на 37,3%), в том числе по развитым странам - с 2,5% до 1,6% (снижение динамики на 36%), по развивающимся странам - с 4,5% до 3,5% (снижение динамики на 22,3%).
Теперь разберем более подробно географию секторов с развитой (доля в мировом ВВП - 51,7%) и развивающейся экономикой (доля в мировом ВВП - 48,3%) и с учетом их специализации рассмотрим отраслевой аспект замедления.
К группе развитых стран относят США (доля в мировом ВВП - 23,8%,
ТОП-1), Еврозону (доля в мировом ВВП - 22%) и Японию (доля в мировом ВВП - 5,8%, ТОП-3 после США и Китая (доля - 15,8%). Кроме того на долю развитых стран приходится порядка 60% мировой торговли, 75% мирового экспорта капитала.
Ввиду глубокой дифферсификации экономики США, Еврозоны и Японии, я не буду описывать их отраслевые драйверы роста, так как ключевым фактором здесь являются научные разработки и инновации, которые активно финансируются за счет всех источников. Поэтому замедление роста здесь можно увязать с отсутствием на данный каких-либо прорывных разработок, способных обеспечить мощный импульс к развитию всей экономики. Да, и в целом эффективность инноваций снижается.
К группе развивающихся стран относят все прочие регионы и сектора, сгруппированные по 7 блокам, по каждому из которых стоит дать общую характеристику специализации. В целом по группе здесь наблюдается тренд замедления роста ВВП с 4,5% до 3,5% (снижение темпов на 22,2%).
Регион Восточная Азия и Тихоокеанский бассейн (EAP) включает таких крупных игроков как Китай, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Тайланд, Филиппины. Экономика этих стран, именуемых также азиатскими «тиграми» развивается на базе таких отраслей как тяжёлая промышленность, электроника, биоинженерия, металлургия, транспорт, машиностроение, энергетика. В негативном аспекте здесь сразу вспоминается промышленный шпионаж, дешевая рабочая сила, низкое качество продукции и т.д. Но, при этом они демонстрируют феноменальные результаты в части оптимизации производства и достижения минимально возможной себестоимости продукции, расширения ассортимента и номенклатуры, что весьма важно в текущем конкурентном мире.
В целом по сектору здесь наблюдается тренд замедления темпа роста ВВП с 6,5% до 5,9% (снижение темпов на 9,3%).
Регион Европа и Центральная Азия (ECA) включает страны СНГ, Восточной Европы и Турцию. Здесь стоит отметить ресурсно-экспортную составляющую экономику стран Евразийского экономического союза, на долю которых приходится порядка 15% выработки мировой добычи нефти, более 20% добычи газа, 5% электроэнергии. Однако, вклад в мировой ВВП составляет около 3%, экспорт - 3%, промышленность - 2%, сельское хозяйство - 5%. Таким образом, на фоне колоссальных запасов энергоресурсов и земель, эффективность экономики в части создания валовой добавленной стоимости остается крайне низкой.
Экономика стран Восточной Европы (Польша, Хорватия, Венгрия) базируется в основном на сфере услуг, а также является своего рода индустриальной зоной для производства товаров народного потребления для развитых стран Еврозоны и на экспорт. Ввиду более дешевой рабочей силы в этом секторе расположены многие производственные предприятия компаний Западной Европы. Кроме того, сопутствующими сектора выступают образовательный и туристический кластер.
В целом по сектору замедление роста экономики составило почти в 2 раза с 4,1% до 2,2%, что во многом связано также и с ценами на энергоресурсы, формирующими значительную часть экономики стран ЕАЭС.
Регион Латинская Америка и Карибский бассейн (LAC) простирается от Мексики до Чили и Аргентины. Основой экономики большинства стран здесь является добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство, а также туризм и промышленность. Высокий уровень бедности населения, слабый уровень автоматизации и отсутствие наукоемких секторов фактически позиционирует этот регион в ресурсно-ориентированный.
В целом по сектору здесь наблюдается тренд замедления темпа роста ВВП с 1,9% до 0,8% (снижение темпов в 2 раза).
Регион Ближний Восток и Северная Африка (MNA) включает ОАЭ, Катар, Иран, Ирак, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Ливан, Тунис и т.д.
Я думаю всем известно, что ключевым экономическим базисом развития Ближнего Востока и Северной Африки является нефтегазовая промышленность и туризм, которые в условиях кризиса спроса на товарных рынках, естественным образом сжимаются.
Этот регион является единственным сектором с отрицательной динамикой роста ВВП в 2019 году на уровне -0,2%, тогда как ранее наблюдалась вялотекущая стагнация на уровне 1%.
Регион Южная Азия (SAR) базируется в основном на экономике Индии и Пакистана, кроме того включая Афганистан, Шри-Ланку, Бангладеш и т.д.
Индия - это страна с развитым реальным сектором экономики, основу которого составляют атомная промышленности (ТОП-1 в мире), автомобилестроение, металлургия, текстильная, фармацевтическая отрасли, разработки в сфере IT, телекоммуникаций. На территории Индия добываются нефть, газ, уран, которые составляют основу энергетической отрасли страны. Индия это ТОП-3 по объемы выработки электроэнергии в мире.
На территории Индии выращиваются пшеница, рис, кукуруза, картофель, сахарный тростник, подсолнечник, соя, хлопчатник, кофе, чай, бананы и каучук.
Наряду с Восточной Азией и Тихоокеанским регионом этот сектор демонстрирует более высокий уровень экономического развития, несмотря на аналогичный другим секторам тренд сокращения темпов роста с 6,5% до 4,7% (снижение динамики на 28%), что во многом связано с высоким уровнем диверсификации экономики Индии и ее ориентированностью на развитие IT-сегмента.
Кстати у меня есть хорошая статья по поводу демографического бума в Индии и ее будущей роли в приросте населения мира - "К 2025 году Индия опередит Китай по численности населения".
Регион Африка к югу от Сахары (SSA) представлен государствами африканского континента, за исключением его северной части. К сожалению африканские страны известны, прежде всего, своим низким уровнем жизни населения, политической нестабильности, ужасной санитарно-эпидемиологической обстановкой и крайне низким уровнем производительности труда.
Однако, Африка исключительно богата природными ресурсами. Особенно велики запасы минерального сырья — руд марганца, хромитов, бокситов и др. В понижениях и прибрежных районах имеется топливное сырьё. Нефть и газ добываются в Северной и Западной Африке (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия). Колоссальные запасы кобальтовых и медных руд сосредоточены в Замбии и ДРК; марганцевые руды добываются в ЮАР и Зимбабве; платина, железные руды и золото — в ЮАР; алмазы — в обеих Конго (ДРК и РК), Ботсване, ЮАР, Намибии, Анголе, Гане; фосфориты — в Марокко, Тунисе; уран — в Нигере, Намибии. По добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит лидирующее, а иногда монопольное место в мире (по добыче золота, алмазов, платиноидов и др.).
В целом Африка отличается преобладанием низкоэффективного сельского хозяйства, слабым развитием обрабатывающей промышленности,
По данному сектору здесь наблюдается тренд замедления темпа роста ВВП с 2,6% до 2,2% (снижение темпов на 15,4%).
Таким образом, проведенный анализ показал, что еще до пандемии COVID-19, мировая экономика медленно сползала в зону стагнации. И если по итогам 2019 года темпы роста ВВП снизились до 2,4%, то индекс мировой торговли упал до отметки в 0,8%, индекс цен на неэнергетические биржевые товары - до -4,2%.
Все это свидетельствует, что на фоне исчерпания действующих источников экономического роста в виде инноваций и разработок, в условиях политического протекционизма и повсеместного карантина, последствия могут быть еще более катастрофичными. И снижение мирового ВВП по итогам 2020 года на 5,2%, падение индекса мировой торговли на 13,4% покажется не более чем оптимистичным экономическим прогнозом.
Обратите внимание, что наибольшее замедление темпа роста экономики зафиксировано в ресурсно-ориентированных регионах "Восточной" Европы и Центральной Азии (ECA), Ближнего Востока и Северной Африки (MNA), стран Латинской Америки и Карибского бассейна (LAC).
В регионах, ориентированных на массовое производство, а именно в Восточной Азии и Тихоокеанском бассейне (EAP) и Южной Азии (SAR), наблюдается "сжимание" индустриальных мощностей.
Исключением здесь является Африка (регион Африка к югу от Сахары (SSA), экспортный потенциал которой во многом состоит из специфических товаров в отличие от нефтегазовых стран.
Тогда как примечателен опыт Индии и развитых стран, основу диверсификации экономики которых на данный составляют достижения НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки) и инвестиции в человеческий капитал.
Конечно, хотелось бы скинуть весь груз ответственности на пандемию COVID-19. Однако, в этом случае, никакого урока не будет извлечено и мы станет свидетелями быть может самого великого кризиса (читайте краха) капиталистической модели социально-экономического развития. Но, быть может, напротив, в ближайшем будущем нас ожидают кардинальные реформы и изменения в светлом и позитивном ключе.
Небольшая ремарка в психологическом аспекте - произойти может все, что угодно. Всем добра. Читайте, подписывайтесь.