Этот вид кризиса в компании возникает, когда на рынке появляются альтернативные продукты, в связи с чем меняется поведение потребителей.
Характеристики ситуации "Джокер":
- На рынке появились новые продукты;
- Начинает уменьшаться интерес к нашему продукту (или услуге), клиенты отказываются от наших предложений;
- Клиентская база сокращается;
- Продажи снижаются;
- Прибыль падает
Альтернативными продуктами могут быть как товары, так и услуги. Этот тип кризиса внешне может напомнить и "Засуху", и "Голиафа", которые описаны в предыдущих постах, но есть существенные отличия.
Первое - это неожиданность. Как говаривал Черномырдин: "Никогда такого не было, и вот опять"... Если другие виды кризисов, связанных с потребительским спросом, можно спрогнозировать оценивая общие тенденции, то альтернативные продукты сильно подвержены влиянию моды, прогнозировать их появление и потенциальную успешность нельзя..
Второе - нельзя угадать, как долго продлится эта мода..
Третья - появляется серьезная дилемма: становиться реселлером новых продуктов или продолжать работать с существующими?
Особенно этот вид кризиса болезненнен для устоявшихся компаний… Но и здесь есть примеры, сумевших "переиграть" Джокера...
Одна из таких - компания, работавшая с 90-х на рынке услуг и в последние годы попавшая под пресс альтернативных услуг. Как они преодолели этот вид кризиса?
- Изменили позиционирование (нашли способ отстроиться от услуг-конкурентов);
- Изменили услугу (четче структурировали, чтобы отличие от конкурентных услуг выглядело более явным);
- Создали новые маркетинговые коммуникации;
- Преобразовали процессы обслуживания клиентов;
- Обучили сотрудников новым подходам и методам работы.
Общие рассуждения
Если появляется новый продукт или новый конкурент, Вам неизбежно придется пересмотреть то ,что Вы делаете, и внести определенные коррективы, чтобы отстроиться от новых продуктов (или новых конкурентов). Это всегда связано с изменением позиционирования…
По аналогии с военными действиями.
Как только Ваша армия попадает в невыгодное положение, а противники занимают господствующие высоты и безнаказанно обстреливают Вас оттуда, первое, что нужно делать - менять позицию. Менять ее на более выгодную по отношению к противнику..
В бизнесе это значит - изменить позиционирование на такое, которое позволит добиваться успеха.
Находясь в невыгодной позиции, Вы только теряете… Клиентов, ресурсы, доходы, прибыль..
Т.е. первая задача - занять такую позицию, которая позволит действовать эффективно.
После чего обязательно потребуется:
* донесение позиционирования посредством маркетинговых каналов,
* трансформация продуктов-услуг, в соответствии с позиционированием,
*преобразование бизнес-процессов и
* обучение сотрудников.
Возвращаясь к военной аналогии - а есть ли хорошая позиция в Вашей местности? (в нашем случае - для Вас на местном рынке?)
Надеюсь, Вы сейчас не в ситуации "Джокер", есть время подумать-поразбираться...
Сформулирую вопрос по другому: какие позиции присутствуют на рынке Ваших товаров-услуг (с точки зрения Ваших потребителей)?
Какую из них занимаете Вы сейчас?
И, если сейчас у Вас не самая выгодная позиция, что нужно изменить, чтобы улучшить ее?
---
Продолжение обзора кризисных ситуаций следует…
---
Было ранее: обзор кризиса "Голиаф"
--------------------------------------------------------
По материалам: https://iteam.ru/
первоисточник
--------------------------------------------------------