То, что современная школьная программа, применяемая в России, является устаревшей, признают многие. И дело здесь не только в общем подходе к обучению (древняя «прусская» школьная система, доведённая в советское время до абсурда; передача ученикам «голой» информации, оторванной от жизни и от практики; беспрекословное подчинение учителю; неразвитая инициатива учеников - и так далее). Определённые сомнения вызывает и состав школьных предметов. Некоторые из них должны быть отменены как неактуальные, а другие нужно ввести.
Начнём с тех предметов, которые стоило бы ввести, учитывая запросы современного мира. К примеру, отдельным предметом должно быть «Умение считать деньги». Здесь школьники получали бы знания по планированию семейного бюджета, выбору товаров в зависимости от цены, качества и необходимости, учились бы соразмерять доходы и расходы и т. д.
Не менее важный предмет – «планирование семьи». Конечно, не каждый человек захочет создавать семью и заводить детей; однако значительное количество сегодняшних школьников в будущем собираются создавать собственные семьи. Поэтому со школьной скамьи они должны понимать, для чего создаётся семья, что необходимо для успешной семейной жизни, как решать возникающие проблемы. Неумение планировать семью – это недостаток, вообще свойственный многим россиянам.
Уроки словесности – весьма необходимый предмет. Нечто подобное было в дореволюционных гимназиях. Словесность – это не то же самое, что «русский язык» и «литература». На таких уроках ученики должны говорить на самые разные темы, писать сочинения на темы, связанные с реальной жизнью. При этом уроки словесности должны предполагать в большей степени устное общение. Здесь должны подробно изучаться стили речи, речевой этикет, правила речевой деятельности в разных ситуациях (официально-деловое общение, разговор с друзьями и т. д.).
При этом в состав уроков словесности необходимо ввести нынешнюю «литературу». Традиционный предмет «литература» грешит тем, что затрагивает неактуальные для современного мира темы, никому не нужные образы, разбор персонажей классических романов, повестей, пьес. Больший упор необходимо сделать на современную литературу, отражающую близкие современному человеку реалии.
В состав этого предмета можно включить и такие темы, как умение писать блоги, посты в социальных сетях.
Помимо упомянутых предметов гуманитарного характера, есть смысл ввести и такую дисциплину, как «Астрономия и космонавтика». Астрономия преподавалась в наших школах в не столь отдалённом прошлом, однако впоследствии была упразднена «за ненадобностью». Включение космонавтики особенно актуально, поскольку космические технологии сегодня интенсивно развиваются. Вполне вероятно, что многие из нынешнего поколения школьников во взрослой жизни будут работать в сферах, связанных с освоением космического пространства.
Из других предметов можно ввести психологию; помню, как в качестве эксперимента предмет «Психология» существовал у нас в начальных классах, причём это был один из моих любимых предметов. Можно ввести и логику - либо как отдельный предмет, либо как раздел школьного курса математики.
И всё как будто неплохо, однако слишком уж много предметов получается. Пока мы исключили только литературу. Попробуем убрать и другие лишние предметы. Например, высшую математику – ту, которая изучается в двух старших классах. Эти разделы (начала математического анализа, тригонометрия и др.) оказываются полезными далеко не для всех школьников, и большинство их благополучно забывает сразу же после выпускных экзаменов. Можно оставить их в качестве факультативных предметов – для тех школьников, которые захотят связать свою жизнь с математикой.
Та же участь должна постигнуть некоторые разделы школьных физики и химии. На мой взгляд, абсолютно нет смысла в уроках музыки в качестве основного предмета. Чистописание следует заменить уроками скоростной печати на клавиатуре.
Абсолютно бесполезно в современном мире черчение. Нет смысла и в уроках труда: в наше время уже нет смысла учиться мастерить табуретки. Однако можно модернизировать трудовое обучение – например, пусть это будут уроки изобретательства (как в американских школах).
В целом, новая школа должна воспитывать и развивать личностные качества, креативность и творческое мышление, умение быстро обучаться различным навыкам, искать и структурировать необходимую информацию. Нельзя, конечно, отказываться от «готовых знаний», ведь школьники должны знать общую картину мира, чтобы в сотый раз не «изобретать велосипед». Однако готовые знания должны совмещаться с развитием личной инициативы и самостоятельной деятельностью – исследовательской и практической.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: