Еще буквально вчера все было отлично, а уже сегодня… кризисная ситуация.
Да, да, так и бывает, что кризис застает нас врасплох, подкравшись незаметно.
А заметили, что именно в кризис кто-то делает небывалый рывок, пока другие «бьются в конвульсиях»?
Попробуем во всем разобраться.
Итак, что такое кризис?
Первое, что представляется – это стихийное бедствие, типа урагана, пожара, или коронавируса.
Но есть и менее глобальные и драматичные ситуации, которые могут нанести ущерб бизнесу: от негативных отзывов клиентов (что рушит репутацию) и сбоев на производстве до промышленного шпионажа.
И все вышесказанное объединяет всего 3 вещи, которые и позволяют нам говорить – это кризис:
- Это – угроза для бизнеса
- Это – произошло неожиданно (нас застали врасплох)
- У нас есть крайне мало времени, чтобы отреагировать
Поэтому, есть смысл предполагать, что кризис всегда где-то рядом и начинать готовиться к нему заранее.
Планирование кризисов.
Этап 1. Формирование кризисной команды.
Антикризисная команда должна быть на месте задолго до того, как грянет кризис.
Ее роль:
- Разработать план действий в ситуации кризиса
- Подготовить графики обучения и тестирования
- Продумать, как и когда получить необходимые для реализации плана ресурсы, если он когда-либо будет воплощаться
Начните прямо сейчас с того, что назначьте человека, который будет отвечать за кризисный план и определите необходимые роли каждого участника антикризисной группы.
Этап 2. Определение ключевых рисков.
Подумайте или проведите мозговой штурм на тему – повседневные ситуации, которые могут перерасти в кризис. Учтите все: потери ключевых сотрудников, зависимости от клиентов и поставщиков, изменения в законодательстве и т.п.
Как только появится этот список, сузьте их до наиболее значимых и спланируйте их.
Задайте вопрос: Насколько вероятен этот потенциальный кризис и каково ее влияние на бизнес? По сути – расставьте приоритеты.
Этап 3. Разработка плана.
Пора подумать, как вы будете реагировать на каждый из выделенных ключевых потенциальных кризисов.
Зачем план?
Наличие проработанного плана – это разница между эффективными и необдуманными (совершенными в панике) действиями.
Меньше стресса и паники – быстрее восстановление компании.
Опорные вопросы, на которые ищем ответы:
- Как мы узнали, что кризис наступил?
- Что нужно активировать в случае кризиса? (максимально подробно)
- Если «что-то» произойдет, то каковы наши действия?
Должна быть серия рекомендаций: «Если___, затем___».
- Какие ресурсы нужны будут для реализации антикризисного плана?
- Что будет с сотрудниками, клиентами, поставщиками?
- По каким критериям определим, что кризис прошел и пришла стадия восстановления?
И конечно, все задействованные в плане люди, должны быть ознакомлены с ним заранее, а не после того, как все «начало гореть». Все должны понимать, что выход есть и знать свою роль.
Периодически пересматривайте и корректируйте свои кризисные планы.
А если получится протестировать его, то будет вообще великолепно – попробуйте максимально полную симуляцию, и все минусы плана выплывут на поверхность.
Этап 3. Разработка плана восстановления.
Цель – определить, как быстро вернуться к привычному порядку вещей.
Обязательно составьте список критических операций и проработайте их повторное подключение.
Подумайте о преференциях для сотрудниках после кризиса, пока все не вернется на круги своя. Это может быть гибкий график работы или какие-то консультации…
Заранее продумывая сценарии кризисных ситуаций, вы не идете вслед за ними если они наступают, а «выплываете» с минимальными потерями или даже с бонусами.