Найти тему

Маневр по-русски: что ждет IT-бизнес после снижения налогов

Антон Чехонин, генеральный директор НОРБИТ, ответил на вопросы МБХ Медиа.

Бессрочное снижение налога на прибыль с 20% до 3% и понижение ставки страховых взносов определенно повлияют на IT-индустрию в России. Что это будет означать для отрасли? Каковы Ваши прогнозы по поводу того, к чему это приведет?

Мы очень рады, что налоговые ставки для ИТ-компаний не только снизились, но и стали бессрочными. Для ИТ-компаний более 80% затрат – это заработные платы сотрудников и все, что с ними связаны. Новые правила налогообложения приведут к тому, что у нас высвободятся дополнительные денежные средства, которые мы сможем инвестировать в развитие бизнеса, новых направлений, создание новых продуктов, повышение заработных плат ИТ-специалистам. Соответственно, это повысит конкурентоспособность российских ИТ-решений как минимум на внутреннем рынке. Во-вторых, это позволит вернуть в российский ИТ-сектор деньги из различных офшорных юрисдикций - таким образом, можно ожидать рост инвестиций в ИТ со стороны российских ИТ-компаний уже в краткосрочной перспективе.

Какие цели, как Вы думаете, стоят за принятием такого решения?

В сегодняшнем мире ИТ стали неотъемлемой частью ведения бизнеса и государственного управления. В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, роль ИТ только усилилась. В России существует национальная программа «Цифровая экономика», инициативы в области импортозамещения, однако еще в конце прошлого года мы увидели, что эти проекты пробуксовывают. Во многом это связано с тем, что российские ИТ-продукты уступают зарубежным аналогам, а в некоторых областях замещать иностранные технологии просто нечем. Стало понятно, что отрасль нуждается в выходящих за рамки прямого гос. финансирования стимулах для наращивания инвестиций, повышения конкурентоспособности российских разработок, привлечении и удержании талантливых ИТ-специалистов. И налоговый маневр, безусловно, является таким стимулом.

Станет ли Россия более привлекательна для иностранных IT-компаний или российских компаний, имеющих зарубежное резидентство?

Инвестиционная привлекательность определяется не только налоговыми ставками, но и большему набором других факторов, включая механизмы защиты прав собственности, независимую судебную систему, развитый рынок труда, доступ к дешевому финансированию, стоимостью рабочей силы и пр. Например, конкурировать с Индией мы не сможем в любом случае – у нас нет ни такого количества людей, ни таких низких заработных плат, хотя качество ИТ-специалистов существенно выше. Аналогично, вряд ли стоит ожидать, что крупные ИТ-компании перенесут свои штаб-квартиры в Москву.

А вот с возвращением в Россию бизнеса из зарубежных (чаще всего офшорных) юрисдикций, думаю, будет все намного лучше – с такими приятными ставками налогов нет смысла уводить прибыль в офшоры, лучше реинвестировать ее в развитие своей компании.

Позволит ли это создать благоприятный климат для развития индустрии или для этого необходимо принятие ряда других мер?

Налоговые льготы – это хорошо, но недостаточно. Для создания современных ИТ-продуктов и решений нужно большое количество квалифицированных специалистов. А с этим даже сейчас наблюдается проблема – мы как ИТ-компания даже в условиях кризиса испытываем кадровый голод. По сути, мы уже несколько лет готовим себе кадры сами – у нас запущены стажерские программы, мы читаем курсы в партнерстве с вузами, в общем, ведем своих будущих работников еще со студенческой скамьи. Нам нужна качественная перестройка системы подготовки ИТ специалистов – как с точки зрения их количества, так и с точки зрения знаний и навыков, которые они получают в процессе образования.

Ну, а если будут приняты меры по обеспечению защиты прав собственности и другие институциональные реформы – тогда в российскую сферу ИТ потекут и зарубежные инвестиции, и инвестиции из других сфер экономики, и у нас появятся много интересных крупных проектов и стартапов. Считаю, что для этого у нас в стране есть все возможности.

Полный обзор МБХ Медиа

-2