Найти тему
Записки КульТуристки

Что гениального в «Джоконде»?

До нас дошло примерно 30 художественных работ Леонардо да Винчи, но нет полной уверенности, что все они кисти итальянского гения. Однако «Джоконда», она же «Мона Лиза», однозначно была написана им.

Лувр. Источник: https://ria.ru/20190628/1556015296.html
Лувр. Источник: https://ria.ru/20190628/1556015296.html

Так почему же в Лувре вокруг картины ежедневно собираются толпы туристов? Почему её так высоко оценивают критики? Что в ней гениального?

1974 год. Москвичи знакомятся с картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза" (Джоконда), выставленной в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Фото Александра Конькова и Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/
1974 год. Москвичи знакомятся с картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза" (Джоконда), выставленной в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Фото Александра Конькова и Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/
  • Во-первых, гениально то, что Мона Лиза улыбается как живая. Если долго смотреть на картину, создастся ощущение, что она вот-вот начнёт двигаться: моргнёт, подмигнёт, пустит слезу, а может, вовсе встанет и уйдёт, как герои картин из вселенной «Гарри Поттера». Изменчивость и глубину этому образу придаёт ещё и живописный приём да Винчи – дымка сфумато, окутывающая лицо и фигуру Джоконды.
Сфумато – приём смягчения контуров фигур и предметов, что позволяет передать окутывающий их воздух.
"Джоконда". Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мона_Лиза
"Джоконда". Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мона_Лиза
  • Во-вторых, у картины новаторский фон. Обычно портреты писались на черном или просто тёмном фоне, но Леонардо да Винчи отошёл от традиции и изобразил прелестный горный пейзаж. Причём интересно соотношение фигуры и пейзажа, при котором Джоконда кажется ещё более величественной и монументальной.
Горный пейзаж
Горный пейзаж
  • В-третьих, заслуга да Винчи ещё и в выбранной им художественной технике. Леонардо использовал многослойную живопись. То есть вначале он писал фон и основные детали картины, а затем разводил краску скипидаром и уже более тщательно прорисовывал самые важные места полотна, например, лицо и руки. Такую технику может применять отнюдь не каждый художник, так как она требует большого опыта, мастерства и терпения.

Почему искусствоведы до сих пор спорят, кто изображён на картине?

Название говорит нам, что на полотне изображена женщина по имени Лиза Герардини, жена ближайшего друга да Винчи – флорентийского торговца и политического деятеля Франческо дель Джокондо. Но дело в том, что в источниках нет точной и однозначной привязки этого портрета к тому изображению, которое мы знаем как «Джоконда». Отсюда множество версий. Например, что это портрет матери да Винчи, или автопортрет самого художника, или одна из выдающихся женщин той эпохи (скажем, Изабелла д`Эсте), или юноша в женском одеянии, или просто неизвестная привлекательная дама. Но все эти теории не имеют никаких доказательств.

 Изабелла д`Эсте. Эскиз к неосуществлённому портрету, Леонардо да Винчи, 1499, Лувр.
Изабелла д`Эсте. Эскиз к неосуществлённому портрету, Леонардо да Винчи, 1499, Лувр.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260719/43737/
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260719/43737/

Интересные факты

  1. Да Винчи писал портрет в течение 4х лет, и, чтобы модель во время сеансов позирования не унывала, в мастерскую приглашались шуты и музыканты, которые развлекали даму.
  2. Картина написана на тополиной доске масляными красками, её размер – 77х53 см. Краски сильно потемнели от времени. А картина была обрезана по бокам, где первоначально были колонны балкона, на котором героиня сидела. Но кто, когда и при каких обстоятельствах сделал это – неизвестно. О том, какой картина была изначально, мы можем судить только по многочисленным копиям учеников итальянского гения и художников, которые видели картину в XVI-XVIII веках.
  3. Леонардо никогда не называл свою картину «Мона Лиза».
  4. Предполагается, что да Винчи был настолько привязан к этой картине, что даже отказался отдавать "Джоконду" заказчику и возил её везде с собой. И только в конце жизни художник передал полотно французскому королю Франциску I.
Копия картины (т. н. «Айзелуортская Мона Лиза»), очевидно, была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мона_Лиза
Копия картины (т. н. «Айзелуортская Мона Лиза»), очевидно, была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мона_Лиза

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал :) Впереди много всего интересного.