Найти тему
Global Venture Alliance

Будущее рабочих мест: прогноз Всемирного экономического форума

Оглавление

Перевод отчета World Economic Forum

Photo by Evangeline Shaw on Unsplash
Photo by Evangeline Shaw on Unsplash

Сегодня особое внимание уделяется лучшему пониманию потенциала новых технологий, в том числе автоматизации и алгоритмов, для создания новых высококачественных рабочих мест и значительного улучшения старых, повышения производительности труда человека.

Ожидается, что появятся новые профессии и новые рабочие места. В то же время очевидно, что волна технического прогресса Четвертой промышленной революции направлена ​​на сокращение числа рабочих, необходимых для выполнения определенных рабочих задач. Анализ показывает, что увеличение спроса на новые роли компенсирует снижение спроса на другие.

Для того чтобы обезопасить себя от ситуации нехватки талантов и растущей безработицы, крайне важно, чтобы предприятия играли активную роль в поддержке своей существующей рабочей силы посредством переподготовки и повышения квалификации, а государство должно поддерживать эту меру.

Предприятиям необходимо признать инвестиции в человеческий капитал как актив, а не пассив.

Движущие силы перемен

Четыре конкретных технологических достижения: повсеместный высокоскоростной мобильный интернет; искусственный интеллект; широкое распространение аналитики больших данных; и облачные технологии - будут доминировать до 2022 гг., поскольку они положительно влияют на рост бизнеса. Они находятся в окружении ряда социально-экономических тенденций, таких как траектории роста национальной экономики, расширение образования и среднего класса, особенно в развивающихся странах и движение к более зеленой мировой экономике, которые открывают возможности для бизнеса в сочетании с распространением новых технологий.

Ускоренное внедрение технологий

К 2022 году, согласно заявленным инвестиционным намерениям компаний, 85% расширят свое применение анализа больших объемов данных пользователей и организаций. Аналогичным образом, большая часть компаний, вероятно, расширят свое внедрение технологий, таких как Интернет вещей и рынки приложений и веб-сайтов, и станут широко использовать облачные вычисления. Машинное обучение, а также дополненная и виртуальная реальность также готовы к значительным инвестициям в бизнес.

Тенденции в роботизации

Хотя предполагаемые случаи использования гуманоидных роботов, по-видимому, остаются несколько более ограниченными в течение периода 2018–2022 гг., в совокупности более широкий спектр современных робототехнических технологий, включая стационарных роботов, негуманоидных наземных роботов и полностью автоматические воздушные беспилотники, в дополнение к алгоритмам машинного обучения и искусственному интеллекту, привлекают значительный интерес бизнеса к внедрению. Показатели внедрения роботов значительно различаются в разных секторах: от 23% до 37% компаний планируют эти инвестиции в зависимости от отрасли. Компании во всех секторах, скорее всего, примут использование стационарных роботов, в отличие от гуманоидных, воздушных или подводных роботов, однако лидеры нефтегазовой отрасли сообщают о одинаковом уровне спроса на все виды роботов.

Изменение географии производства, распределения и цепочек создания стоимости

К 2022 году 59% работодателей ожидают, что они существенно изменят методы производства и распределения, и почти половина из них ожидают изменения своего географического положения. При определении решений о местонахождении работы, компании в первую очередь уделяют внимание наличию квалифицированных местных талантов, причем 74% респондентов указали этот фактор в качестве ключевого. Ряд дополнительных соответствующих факторов, таких как гибкость местного трудового законодательства, влияние агломерации промышленности или близость сырья, - считались менее важными.

Изменение типов занятости

Почти 50% компаний ожидают, что автоматизация приведет к некоторому сокращению их рабочей силы на полную ставку к 2022 году, основываясь на профилях работы их базы сотрудников сегодня. Тем не менее, 38% опрошенных предприятий ожидают расширения своей рабочей силы на новые роли, повышающие производительность, и более четверти ожидают, что автоматизация приведет к созданию новых ролей на их предприятии. Кроме того, компании намерены расширить использование подрядчиков, выполняющих специализированную работу, при этом многие респонденты подчеркивают свое намерение более гибко привлекать работников, используя удаленный персонал за пределами физических офисов и децентрализациюопераций.

Новый человеко-машинный рубеж в рамках существующих задач

Компании ожидают значительный сдвиг на стыке работы людей и машин, когда речь идет о существующих рабочих задачах. Ожидается, что к 2022 году 58% от общего количества рабочих часов в 12 отраслях, охватываемых отчетом, будут выполняться людьми, и 42% машинами. В 2018 году, с точки зрения общего рабочего времени, ни одна рабочая задача еще не была оценена, чтобы быть преимущественно выполненной машиной или алгоритмом. По прогнозам, к 2022 году эта картина несколько изменится: машины и алгоритмы в среднем увеличат свой вклад в конкретные задачи на 57%. Например, к 2022 году 62% задач организации по обработке информации и данных, а также по поиску и передаче информации будут выполняться машинами по сравнению с 46% сегодня. Даже те рабочие задачи, которые до сих пор оставались в подавляющем большинстве человеческими - общение и взаимодействие (23%); координация, развитие, управление и консультирование (20%); а также рассуждения и принятие решений (18%) - начнут автоматизироваться (30%, 29% и 27% соответственно).

Чистая позитивная перспектива для рабочих мест

Ожидается, что во всех отраслях появятся новые профессии, на которые придут до 11% работников от общей численности штата компании. Около половины сегодняшних основных рабочих мест, будут оставаться стабильными в период до 2022 года. 75 миллионов рабочих мест могут быть смещены в результате изменения в распределении труда между людьми и машинами, в то время как может появиться 133 миллиона новых ролей, которые более адаптированы к новому разделению труда между людьми, машинами и алгоритмами. Хотя к этим оценкам и допущениям, лежащим в их основе, следует относиться с осторожностью, не в последнюю очередь потому, что они представляют собой подгруппу занятости в глобальном масштабе, они полезны для выделения типов стратегий адаптации, которые должны быть внедрены для облегчения перехода рабочей силы к новый мир труда. Они представляют собой два параллельных и взаимосвязанных фронта изменений в преобразовании рабочей силы: 1) широкомасштабное снижение некоторых ролей, поскольку задачи в этих ролях становятся автоматическими или избыточными, и 2) широкомасштабный рост новых продуктов и услуг - и связанных с ними новых задач и рабочих мест - вызванный внедрением новых технологий и другими социально-экономическими изменениями, такими как рост среднего класса в странах с развивающейся экономикой и демографические сдвиги.

Новые востребованные роли

В число установленных ролей, которые будут испытывать растущий спрос в период до 2022 года, входят аналитики данных и ученые, разработчики программного обеспечения и приложений, а также специалисты по электронной коммерции и социальным сетям, роли которых в значительной степени основаны на технологии и усилены ее использованием. Также ожидается рост ролей, в которых используются исключительно «человеческие» навыки, такие как специалисты по обслуживанию клиентов, специалисты по продажам и маркетингу, специалисты по обучению и развитию, работники сферы культуры, специалисты по организационному развитию, а также менеджеры по инновациям. Также ожидается ускорение спроса на множество совершенно новых ролей специалистов, связанных с пониманием и использованием новейших технологий: специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению, специалистов по большим данным, экспертов по автоматизации процессов.

Необходимость переобучения

К 2022 году не менее 54% всех сотрудников потребуют значительных переподготовок и повышения квалификации. Из них около 35%, как ожидается, потребуют дополнительного обучения продолжительностью до шести месяцев, 9% потребуют повторного обучения продолжительностью от шести до 12 месяцев, в то время как 10% потребуют дополнительного обучения навыкам более года. К 2022 году навыки, которые продолжают набирать популярность, включают аналитическое мышление и инновации, а также стратегии активного обучения и обучения. Знание новых технологий - это только одна часть уравнения навыков 2022 года, однако такие «человеческие» навыки, как креативность, оригинальность и инициативность, критическое мышление, убеждение и переговоры также сохранят или увеличат их ценность, равно как и внимание к деталям, устойчивость, гибкость и комплексное решение проблем. Эмоциональный интеллект, лидерство и социальное влияние, а также ориентация на услуги также свидетельствуют о значительном увеличении спроса по сравнению с их нынешней значимостью.

Текущие стратегии для устранения пробелов в навыках

Компании выделяют три будущие стратегии для устранения пробелов в навыках, расширенных за счет внедрения новых технологий. Они рассчитывают нанять совершенно новых постоянных сотрудников, уже обладающих навыками, связанными с новыми технологиями; будут стремиться полностью автоматизировать рабочие задачи; и осуществлять переподготовку существующих сотрудников. Вероятность найма новых постоянных сотрудников с соответствующими навыками почти вдвое превышает вероятность стратегического увольнения сотрудников, отстающих в освоении новых навыков. Тем не менее, почти четверть компаний не определились или вряд ли будут проводить переподготовку существующих сотрудников, а две трети ожидают, что работники адаптируются и приобретут навыки в процессе смены работы. От половины до двух третей, скорее всего, обратятся к внешним подрядчикам, временному персоналу и фрилансерам для устранения пробелов в своих навыках. Тем не менее, при необходимости, повышать квалификацию будут ключевые и самые высокопроизводительные сотрудники компании, работодатели не настроены переобучать рядовых сотрудников.

Другими словами, те, кто больше всего нуждается в переквалификации и повышении квалификации, реже всего будут получать такую ​​подготовку.


Таким образом, работникам необходимо обладать соответствующими навыками, позволяющими им процветать на рабочем месте в будущем и способностью продолжать переподготовку на протяжении всей своей жизни. Создание надежной внутрикорпоративной системы непрерывного обучения, инвестирование в человеческий капитал и сотрудничество с другими заинтересованными сторонами в области стратегии трудовых ресурсов должны стать ключевыми бизнес-императивами, критически важными для среднесрочного и долгосрочного роста компаний.