Сегодня я хочу рассказать о человеке, который прошел путь от прерафаэлитов до модерна. Обри Бердслей считается ключевым художником эпохи модерна, одним из его создателей и вдохновителей. Кто этот человек и почему так интересно его творчество?
Немного о его жизни
Жизнь Бердслея можно назвать какой угодно, но не скучной. Родился он в семье творческих людей, рисовать начал в 4 года. Бытует мнение, что Обри самоучка, но это не так. Он учился в Вестминистерской школе живописи. Просто одной из черт его характера было придать себе ауру гениальности, выставить себя «вундеркиндом».
Обри был болен туберкулезом — умер он в 25 пять лет, а его художественная карьера «растяулась» всего лишь на 5. Но за это время Бердслей успел навсегда войти в историю искусства и внести свой вклад в новое направление.
Творческий путь и немного терминологии
Как я уже сказала, Бердслей увлекся идеями прерафаэлитов (с которых, можно сказать, и началось восхождение к модерну). Среди его работ можно увидеть множество подражаний средневековому рисунку, обилие растительных орнаментов, простоту фигур и отсутствие перспективы. Работы художника похожи на изображение сцены в театре: фигуры в простых декорациях, встроенные в сцену.
Можно заметить, что эти же вещи характерны для модерна: орнаменты (особенно растительные), плоскостный рисунок, плавные линии, внешняя декоративность, стилизация и др.
Большинство работ были рисунками или книжными иллюстрациями, при жизни художника не было ни одной его выставки. Пусть Обри не создал ни одного большого полотна, но его рисунки очень тщательны и выверенны.
Скандал
Чего-то не хватает среди перечисленных мной черт стиля модерн? Эротизма. Он был и на работах Бердслея. С 1894 года начинается сотрудничество художника с журналом «Желкая книга». Под влиянием Обри, издание приобретает эротическую направленность, что сделало его очень известным.
В 1895 году арестован за гомосексуализм Оскар Уайлд. Газеты сообщили, что с собой он прихватил «Желтую книгу». Правда, это оказалось ошибкой типографии, тогда как Уайлд взял с собой желтую книгу. Но механизм уже запущен: разъяренная толпа требовала закрыть журнал. Тень пала и на Бердслея: стали поговаривать всякое, не давали даже возможности опровергнуть слухи.
Цензура стала действовать жестче. Издатель с лупой изучал рисунки, находил аморальные подтексты везде. После случая с «Желтой книгой» Бердслея подвергали цензуре еще чаще.
Символы
Помимо эротизма, популярными во время эпохи модерна стали еще и темы смерти, скорби. Из-за туберкулеза и неминуемого приближения смерти Обри чувствовал еще тоньше: его рисунки полны страшных, гиперболизированных образов, смерти, чудовищ. Все эти страшные младенцы, монстры, гибриды, ангелы и демоны - плоды фантазии смертельно больного художника.
Обри до неузнаваемости изменил книжную графику и искусство в целом. Кажтся, что он не придумал ничего нового. Бердслей просто синтезировал японскую графику, творчеством Берн-Джонса, Морисса, Уистлера, Боттичели: получилось что-то неожиданно новое.
Если вам было интересно, прочитайте еще историю о Рембрандте и о его друге-сопернике и о пародии Маяковского на Лермонтова и его «Демона».