Кто-то из известных полководцев прошлого сказал, что лучшие солдаты - четырнадцатилетние, потому что они не боятся смерти.
В первую мировую в России мальчишки бегали на фронт не меньше, чем в Великую Отечественную. Только память о большинстве из них стерла революция и гражданская война. Поэтому в истории остались имена немногих. И среди них - известный советский писатель , сценарист (фильм "Мы из Кронштадта"), драматург ("Оптимистическая трагедия"), лауреат Сталинской премии, георгиевский кавалер, капитан 1-го ранга Всеволод Вишневский.
Всеволод Вишневский происходил из трудовой дворянской семьи, представители которой, потеряв поместья, зарабатывали на жизнь собственным трудом . Его отец был землемером. Мать - медицинской сестрой. Бабушка - преподавала иностранные языки. Дядя по матери - офицер гвардейских егерей.
Семья не испытывала нужды в средствах. Так, отец Вишневского увлекался входившей тогда в моду фотографией (в том числе аэрофотосьемкой, которую во время Первой мировой внедрял в русской армии), участвовал в издании различных журналов, был членом общественных организаций, а после развода с женой еще и занимался воспитанием трех сыновей, из которых Воля был самым старшим и доставлявшим больше всего хлопот.
В детстве Всеволод Вишневский часто дрался со сверстниками, мог пропасть на двое-трое суток (один раз ушел на несколько дней с рыбаками в море), занимался предпринимательской деятельностью (торговал цветами на вокзале, чтобы купить собрание сочинений любимого писателя-мариниста Станюковича).
Мальчику не составляло труда свести знакомство с офицерами и солдатами расквартированной по соседству воинской части. Он мог из любопытства проникнуть на зашедший с официальным визитом в Петербург итальянский военный корабль.
Его поражали тогдашние новинки техники - электрическое освещение, телефон, самолет.. Он много читал и мечтал о приключениях.
То есть это был нормальный петербуржский пацан начала двадцатого века.
Поэтому неудивительно, что Воля задумал сбежать на фронт.
Читайте также мои заметки "Несостоявшийся "русский блиц-криг" 1914" и "Как Сталин "оправдал" царя".
Когда началась война, ему исполнилось тринадцать. Он отдыхал с родными на Рижском взморье, где ходил в матроске и бескозырке, на ленточке которой была надпись "Россия". И он приврал приятелям, что служит в военно-морском флоте, поэтому должен вернутся на свой корабль.
Такие фантазии требуют либо безусловного подтверждения, либо оборачиваются на всю жизнь комплексами неполноценности.
"Пацан сказал, пацан - сделал". Воля в очередной раз сбежал из семьи и несколько месяцев ходил юнгой на посыльном судне, пока его не вернули отцу. Но это было только начало его боевого пути.
В своем дневнике мальчик записывает —
"Эх! Пустил бы отец меня, дак без Георгия (Крест Святого Георгия Победоносца боевая награда Российской империи — Путешественник во Времени) не вернулся бы. Война! Война! Может быть, мне хочется страшно туда — попробовать войну, но, если попаду на войну, то захочется попасть домой!.."
Воля отдает себе отчет, что отец его не отпустит. И он бежит на фронт. Его снова возвращают. Он бежит еще раз, и, наконец, удачно.
В польском городе Радоме Вишневский попадает в расположение лейб-гвардейского егерского полка, где служат его знакомые. Командир полка разрешает мальчику остаться в части, потому что боевая обстановка напряженная и не до того, чтобы заниматься его возвращением.
На тот момент Всеволоду было четырнадцать. Тот самый возраст, когда "еще не боятся смерти".
Почему такое было возможно (а Всеволод Вишневский - не единственный мальчишка, воевавший в Первую мировую) - особая большая тема, достойная отдельной публикации...
Кто-то подумает, что Вишневский оказался в полку чем-то вроде парадного талисмана, которого нарядили в военную форму, но держали где-нибудь при штабе вдали от реальной опасности.
Может быть какое-то время так оно и было. Но 1915 год вошел в историю русской армии как год "Великого отступления", и в боевых частях было не до сантиментов и гламура. Да и мальчики на войне рано взрослеют.
Всеволод воевал в полковой разведке. Однажды разведчики наткнулись на превосходившую их по численности группу германцев. Вишневский, не растерявшись, крикнул по-немецки, чтобы те сдавались. Немцы сложили оружие. За это он был получил Георгиевский крест, которым бредил за год до этого.
А потом было ранение и госпиталь, после которого - отпуск и... экзамены в гимназии, а затем снова фронт.
Отец уже не препятствовал, так как понял, что это бесполезно.
Летом 1917 в полку шел митинг. На повестке дня стоял один вопрос - участвовать или нет в предстоящем наступлении. Решили голосовать. Кто за наступление - становится налево, кто против - направо.
Вишневский вспоминал, что он крикнул "разведчики, за мной!" и встал слева - за наступление. Но большинство проголосовало "против". И неизвестно как бы это обернулось для Вишневского, если бы не оказавшийся в тот момент на митинге большевик по фамилии Генералов. Он несколько часов беседовал с юным ефрейтором, после чего тот написал открытое письмо, напечатанное в газете "Правда", о том, как бывший лейб-гвардии егерский полк отказался идти в наступление. (А кто-то сегодня заявляет, что большевики не участвовали в развале армии),
Сам Вишневский в своих воспоминаниях писал, что если бы не эта беседа, то он, вероятно, пошел бы с белыми. Но он, правда уже бывший дворянин, поскольку Февральская революция отменила сословия, оказался среди красных. Воевал пулеметчиком на знаменитой канонерской лодке "Ваня-коммунист". После очередного ранения работал в особом отделе. Дрался с белыми в рядах матросских отрядов... А после гражданской войны стал одним из самых известных советских драматургов и писателей. Но это уже другая история...
Читайте также мою заметку "Чем придуманная война отличается от настоящей"
Литература: Вс.Азаров. Всеволод Вишневский. Лениздат. 1970