Это же какое-то чудо! Советскому государству до всего было дело! Советское государство очень серьезно относилось к реализации гуманитарных и культурных политик. Многое там и тогда управлялось именно ценностями. В СССР ценностная матрица действительно многое определяла.
В 90-е годы случилось непоправимое – восторжествовал экономический фундаментализм. Причем в самой злой, людоедской, дарвинистской его редакции. Случилось торжество выгоды. Случилась даже канонизация выгоды.
Мне даже кажется, что глубинная потеря нами суверенитета произошла не на уровне внешней и внутренней политики, или экономики, или в вещном мире, или даже в культуре. Корень нашей несуверенности состоит как раз в торжестве у нас этого жуткого экономического фундаментализма, который стремительно пронизал все отрасли жизни. Его постулаты стали критериями оценки права на существование буквально всех институтов.
Самое страшное – без малейшей рефлексии, критики и осознанности было принято суррогатное и тупое понимание «эффективности». Хочешь кем-то управлять, заставь его принимать как сами собой разумеющиеся критерии эффективности его деятельности. Все остальное приложится. Хочешь управлять чьей-то экономикой, заставь ее участвовать в тараканьих бегах ВВП. Само участие в этой идиотской гонке само по себе будет многим управлять. Ради победы в этой гонке государства рано или поздно начнут поражать монетарным вирусом все сферы жизни. Туземные царьки будут делать черную работу по ограблению подвластных им аборигенов, агрегировать большие ресурсы и тащить их потом на алтарь Волл-стрит. Часто даже потому, что просто больше некуда.
И все эти тупые сегодняшние «эффективные менеджеры» были зачаты в подлые 90-е. И от экономического фундаментализма мы не исцелились до сих пор. Мы продолжаем сливать гуманитарные, ценностные, цивилизационного значения вопросы на трубы и прочее. Я понимаю важность всего материального, но и вижу гораздо большую важность этих глубинных вопросов.
На пост-майданной украине нам преподали урок. Мы его не выучили. Экономический фундаментализм, его искоренение или обуздание, должны стать темой большой экспертной дискуссии. Нам нужно заняться приключениями эффективности в наступающем дивном новом мире.
Евгений Фатеев