Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы.Долгий путь к морю. «Бреннус».

Общее,в мировом масштабе,"брожение умов" от перспектив использования торпедного оружия ,и господство идей "Молодой школы" во французском флоте в 80-х годах 19 века привели к тому,что во второй морской державе планеты с 1883 по 1889 год не было заложено ни одного броненосца.

Мощь торпед ,запускаемых с маленьких быстроходных корабликов настолько поразила военно-морских теоретиков,что конец эпохи броненосцев провозгласили не только на континенте,но и на туманном Альбионе.

Во Франции,как догоняющей стороне в военно-морской гонке,идея очередной "вундервафли" пришлась очень к месту.Отказ от идеи генерального сражения позволял отказаться и от безнадежной гонки за владычицей морей по количеству броненосцев.

Сторонники "Молодой школы"(«Jeune École») планировали использовать против превосходящего британского флота рейдеры-уничтожители торговли и стаи дешевых маленьких миноносок для защиты собственного побережья. Для прижимистых французов идея выглядела крайне привлекательно.За несколько лет они построили более 350 малых миноносцев.

Главной идеей адмирала Оба являлся принцип «мобильной обороны»: более сильному броненосному флоту (подразумевались, конечно же, англичане) противопоставлялись многочисленные отряды миноносцев, базировавшихся во всех портах французского побережья. По мере надобности они перемещались бы к тому порту, у которого сосредотачивались крупные корабли противника и без устали атаковали бы их днем и ночью. Поддержку миноносцам должны были оказывать также небольшие безбронные суда, вооруженные одной крупнокалиберной пушкой.— В. Кофман. Уроки «молодой школы».

Однако при проведении маневров оказалось,что миноноски крайне немореходны, их боеспособность при волнении моря уменьшается до нуля и никакого вреда броненосцам,особенно обзаведшимся многочисленной мелкокалиберной скорострельной артиллерией,они нанести не в состоянии.

Во время маневров 1886 года "младошкольный" отряд контр-адмирала Броуна де Кольстона, состоявший из быстроходных крейсеров и миноносок, ничего не смог против броненосной эскадры вице-адмирала Лафона. Из двадцати выставленных ночью в заслон миноносок только три сумели хотя бы обнаружить броненосцы Лафона, и лишь одна из них сумела выполнить условную атаку.Несколько миноносок во время учений были повреждены, одна затонула, а остальные из-за переутомления экипажей оказались совершенно небоеспособны . После провальных маневров 1886 года адмирал Об был вынужден уйти в отставку.

Французским корабелам пришлось срочно восстанавливать навыки проектирования и постройки броненосцев.

В 1882 году инженер де Бюсси получил заказ на проектирование нового типа броненосца . Планировалось построить 2 штуки-"Бреннус"(в Лориане) и "Шарль Мартель"(в Тулоне).Тогда на специалистов большое влияние произвел британский "Инфлексибл",породивший несколько клонов.Проект утвердили в декабре 1882 года(утвердил,кстати,тогдашний морской министр Жорегиберри). Проект Де Бюсси был весьма интересным и оригинальным-низкобортный 3-х винтовой броненосец с двумя двухорудийными бронированными башнями и бронированием типа цитадель,при этом без традиционного завала бортов.

Свойственная французской демократии чехарда привела на место морского министра нового человека .Вместо подражания "Инфлексиблу" тот затребовал проект улучшенного французского броненосца "Марсо".Заказ на проектирование был выдан инженеру Уэну. Но... мягкое кресло морского министра занимает за это время следующий персонаж-адмирал Гиацинт Теофил Об,вождь "Молодой школы".Естественно ,уже 27 января 1886 года он вообще заморозил постройку заложенных в 1884 году броненосцев.

Карусель министерской чехарды продолжала крутится,Оба вскоре сменил Эдуард Барбе,который реанимировал проект и 27 августа 1887 года отправил его на доработку.Правда осетра пришлось урезать,достраивать решили только один броненосец-"Бреннус". Работы по "Шарль Мартелю" были в самой начальной стадии и были относительно безболезненно прекращены.

Новый броненосец получил имя в честь вождя галлов Бренна( имеют место различные варианты транскрипции-Бренн,Бреннус,Бренью). Будем использовать наиболее устоявшееся "Бреннус".

Бренн (лат. Brennus) — вождь кельтского племени сенонов (Bhrenn — преемник, наследник), предводитель победоносного похода на Рим в 387 году до н. э. (по другой датировке, в 390 году до н. э.

-2

-3

Строительство запланированного в 1882 году корабля из заготовленных тогда же для двух броненосцев материалов, удалось начать на стапеле ВМС в Лорьяне только в 1889. Готов же корабль был только через 6 лет,перенеся изменения в проекте и переделки после испытаний. Стоимость корпуса составила 16 580 000 франков. Общая стоимость корабля- 25 083 675 франков.

-4

На испытания не полностью нагруженный броненосец вышел с осадкой на 38 см больше проекта,пришлось отправить его на достройку в Брест , снизить высоту надстроек и заменить тяжелую грот-мачту. Тем не менее и после этого корабль вызывал опасения по остойчивости.

20 января 1896 года он из Бреста отправился "по распределению" к месту службы,в Тулон.

-5

«Бреннус» "Brennus" верфь ВМФ,Лорьян. Заложен 2 января 1889 г., спущен на воду 17 октября 1891 г. ,вступил в строй 1896 г. Сдан на слом в 1922 г.

Водоизмещение 11 190 /11 370 тонн. Длина 110,29/ 114,47 м. Ширина 20,4/ 20,62 м. Осадка 8,19 /8,28 м.
Бронирование (сталь и компаунд) -пояс 460-250 мм , каземат 100 мм
палуба 50-60 мм
рубка 150 мм
башни ГК 460 мм,башни СК-100 мм
Двигатели-2 паровых двигателя,32 котла,13 900 л.с. Скорость хода 17,5 -18 узлов. Экипаж 667-673 человека.
Вооружение-1х2+1х1 - 340 мм,10х1 - 164 мм,4х1 - 65мм,14х1 - 47 мм,
8х1 - 37 мм(до 32 мелкокалиберных орудий). Минно-торпедное вооружение -4х1 - 460 мм торпедных аппарата

В 1903 году все 37 мм пушки были сняты,вместо них на батарейной палубе установили еще 2 47 мм орудия.

-7

"Бреннус" стал первым крупным броненосным кораблем ,заложенным во Франции после длительного перерыва.Технологии ушли уже далеко вперед и для французских корабелов корабль стал во многом экспериментальным.У него сохранялся "фирменный" завал бортов,но отсутствовал таран,что для того времени было просто непостижимым.Корпус -сравнительно низкобортный,с четырьмя палубами,18 водонепроницаемыми переборками и двойным дном на почти всю длину.

-8

Броненосец стал обладателем первых во французском флоте обладателем двух паровых машин тройного расширения и водотрубных котлов Бельвиля .Котлов ,как принято у французов,чем больше ,тем лучше-"Бреннусу" их досталось 32.Нормальный запас угля составлял 585 тонн,полный 745 тонн. На испытаниях силовая установка показала себя более экономичной,чем машины британских аналогов.Новые котлы позволили броненосцу продемонстрировать неплохую для того времени скорость-18 узлов.

Потеря опыта из-за перерыва в проектировании крупных броненосцев привела к ошибкам в расчетах-"Бреннус" оказался сильно перегружен.Полная загрузка приводила к "утоплению" главного броневого пояса.Проект в ходе строительства пришлось переделывать-надстройки стали ниже,а кормовая боевая мачта стала просто сигнальной.

Броневой пояс имел максимальную высоту в носовой части-2 метра,а после миделя она уменьшалась до 1,75 метра.Плиты пояса сужались к нижней кромке.Максимальная толщина броневых плит была на миделе- 460/250 мм ,в носовой части- 305/200 мм , в корме- 305/160 мм. Верхний пояс также имел переменную высоту-нос-2,09 метра,мидель-1,2 метра,корма-0,9 метра.Толщина его-до 100 мм.Он прикрывал надводную часть борта от фугасных снарядов.

Бронирование карапасной палубы осуществлялось укладкой 60 мм плит мягкой стали на двухслойный настил из 10 мм листов. В оконечностях она опускалась ниже ватерлинии.

Башни и трубы элеваторов боеприпасов защищали броневые плиты "компаунд"- толщиной 455 мм для носовой и 405 мм для кормовой.Каземат среднего калибра в центральной части корабля и четыре башни на нем бронировались 100 мм стальными плитами( у масок казематных орудий-толщина-120 мм).Боевую рубку прикрывали 120 мм бронеплиты.

Общий вес брони составил 3830 тонн,как стальных ,так и компаунд-плит.

-9

В экипаж броненосца по штату входили 650 матросов и 22 офицера.

-10

Артиллерийское вооружение броненосца состояло из трех 340 мм пушек в двух башнях(двухорудийной носовой и одинарной кормовой). 340 мм /42 орудия образца 1887 года использовали снаряды 420 кг с зарядом 110 кг,которые пробивали на 1000 метров 1021 мм железа или 670 мм стали.Длина ствола составляла 14,7 метра.На тот момент эти пушки считались одними из лучших в мире.Эти 71 тонные мастодонты были мощнее современных 343 мм орудий Армстронга. Они были уже изначально спроектированы под заряды из бездымного пороха. В это время русский и германский флоты только осваивали 305 мм длинноствольные орудия(в РИФ-35 калиберные Обуховские).

-11
-12
-13

Вспомогательную артиллерию -10 164 мм скорострельных пушек образца 1887 года , французы разместили по оригинальной схеме-шесть стояло в обычном бронированном каземате с бронированными переборками,а оставшиеся четыре -в отдельных башнях над ним,в центральной части корпуса.Башенные орудия имели,соответственно,больший сектор обстрела и лучшую защищенность.

В 1895 года,еще в процессе достройки,164 мм орудия были заменены на новейшие-образца 1893 года.

Бороться с миноносцами предстояло мелкокалиберным скорострельным пушкам-четырем 65 мм (на носовом и кормовом мостиках),16 47 мм 3-фунтовых Гочкиса обр. 1885 года и 14 37 мм 1-фунтовых Гочкиса обр. 1885 года ( из которых шесть были 5-ствольными револьверными пушками ) . На верхнем боевом марсе-4 37 мм,на нижнем боевом марсе-4 47 мм.

Торпедное вооружение включало четыре надводных 450 мм торпедных аппарата на броневой палубе с боезапасом 8 торпед.

-14
-15

-16

Служба "Бреннуса" проходила на теплом и дружелюбном Средиземном море. Боевые испытания миновали его. После вступления в строй он с 26 января 1896 года базировался на Тулон, совершая визиты в ближайшие порты-на Корсику,Сардинию,в Алжир и Бизерту,порты Греции,Испании и Турции. В 1897 году "Бреннус" служил флагманом адмирала Жюль де Кувервиля , командующего Средиземноморским флотом . Броненосец принимал активное участие во флотских маневрах,особенно по отражению атак миноносцев.

-17

-18

"Бреннус" послужил местом испытания системы управления огнем капитан-лейтенанта Энга в 1897 году. Во время стрельб "Бреннус" и еще два участвовавших броненосца показали 26% попаданий на дистанции от 3000 до 4000 м . Система была принята на вооружение флота в феврале 1898 года.

Во время похода эскадры по Восточному Средиземноморью в октябре-декабре 1899 года на корабле состоялся ужин для королевы Греции Ольги.

В 1899 года командир корабля для придания более благообразного вида носовой части своего броненосца нашел на складе забракованных носовых фигур статую Цереры,которую путем хитрых манипуляций умельцы превратили в бюст грозы Рима-кельтского вождя Бренна.Однако команде,для сохранения внешнего вида носового украшения приходилось на ночь снимать шлем с галльского вождя,а при непогоде вообще прятать статую в безопасное место.Говорят,что это было последнее носовое украшение на кораблях французского военного флота.

10 августа 1900 года во время маневров эскадры у мыса Сан-Винсент контрминоносец "Фраме",подошедший для передачи сигналов к "Бреннусу" неожиданно отвернул в его сторону и попытался проскочить перед носом броненосца. Не получилось... Миноносец пошел ко дну. Из 61 члена экипажа спасли только 14.

-20
-21
-22

В 1903 году вместе с другими старыми броненосцами переведен в резерв,с 1907 года переименованный в учебную дивизию. Служба продолжалась до 1912 года.В 1915 году он был разоружен,а в 1919 его вычеркнули из списков флота.В июле 1919 года его пытались переправить в Касабланку,чтобы ,затопив,использовать его как волнолом.Но 22 августа он был определен на слом.

13 января 1921 года корпус "Бреннуса" передали в качестве оплаты фирме,производившей утилизацию взорвавшегося в 1911 году броненосца "Либерте".

-23
-24

после модернизации
после модернизации

"Бреннус" вошел в историю французского флота как его первый эскадренный броненосец. После 6 летней паузы в закладке крупных кораблей французы достаточно креативно подошли к созданию нового броненосца. "Бреннус" получил значительную огневую мощь. 340 мм длинноствольные французские пушки по многим параметрам превосходили британские аналоги,а 164 мм скорострельные орудия -и по своей мощности и по рациональному расположению(4 штуки в индивидуальных башнях) были значительно эффективнее современной скорострельной артиллерии английских броненосцев.

Бронирование броненосца являлось попыткой максимально эффективно распределить имеющиеся ресурсы с целью обеспечить непотопляемость корабля. Площадь и толщина бронирования достаточно гибко дифференцировались в зависимости от важности участка для выживания корабля.Даже одинарная башня главного калибра имела меньшую толщину брони чем двухорудийная.

Однако полностью это преимущество использовать не удалось-при наличии строительной перегрузки бронепояс стал полностью подводным.

Опять же,скорее всего с оглядкой на конкурентов с Альбиона и на критику собственных "плавучих отелей" начала 80-х годов,французы сделали новый броненосец низкобортным,что,хотя и позволило удержать водоизмещение в разумных пределах,но негативно сказалось на мореходности.

Применение новой силовой установки из паровых машин тройного расширения и водотрубных котлов Бельвиля позволило добиться высокой для того времени 18 узловой скорости.

Французам удалось создать хорошо защищенный броненосец с мощным вооружением и высокой скоростью.Он стал предком нескольких поколений интересных французских броненосцев.

Но сенсации не получилось-корабль традиционно для французов долго строился и к моменту его ввода в строй мир уже значительно изменился.

Порой процесс создания боевых единиц французского броненосного флота протекал весьма парадоксально. Решение о постройке принималось по одному проекту, закладка по иному, само строительство велось по третьему, а сразу после испытаний корабль подвергался более чем масштабной переделке…Всех этих этапов не избежал и эскадренный броненосец «Бреннус».

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.