Люди в последние годы практически живут в смартфоне. Курсы обучения чаще всего разработаны для ПК. Поговорим о том, как качественно собрать курс обучения для смартфона и какие правила нужно учесть, чтобы этот опыт получился успешным. Получив качественный курс в смартфоне, обучение персонала станет в разы эффективнее.
Все курсы, разработанные под ПК, адаптируются под телефон, но речь пойдет не об этом. Разберемся, что важно учитывать, чтобы получить продукт, действительно комфортный на мобильном устройстве. Хорошие советы по этому поводу дала платформа iSpring.
Предварительно стоит проанализировать целевую аудиторию и убедиться в том, что эти люди действительно будут проходить курс на смартфоне и так для них действительно удобнее. Например, это люди, которые часто в разъездах, или которые в силу других обстоятельств гораздо чаще пользуются смартфоном, чем ноутбуком.
Маленькие порции
Люди уже привыкли к коротким порциям информации благодаря Twitter и Instagram. По статистике сеанс работы с мобильным телефоном имеет среднюю длину 72 секунды. От этого и будем отталкиваться, планируя обучение персонала в смартфоне.
Делаем выводы: большой формат не подойдет для мобильных устройств. Если информация объемная, сокращать ее не нужно, достаточно поделить на более мелкие порции. При таком подходе обучение персонала будет проходить везде – на остановке, на перерыве, утром во время чашечки кофе или вечером перед сном, в любом месте и в любое время. Многие солидные компании свое обучение в смартфоне организовали именно так. В качестве примера можно привести Google – руководство для маркетологов Google Primer.
А коротко – это сколько? Нет строгих правил, такой статистики пока нет. Главное – не утомить пользователя. Если отталкиваться от привычных роликов на Ютубе, более 15 минут на один сеанс большинство пользователей посчитает избыточным.
Учебный прогресс
Важным техническим требованием к курсу для смартфона должно стать сохранение прогресса – запоминание, где остановился пользователь, чтобы при повторном открытии курса он попадал на прежнее место, а не открывал все заново. Если учащийся со следующего сеанса продолжит свое путешествие по курсу, то больше времени уделит именно обучению.
Кстати, если вы не планируете делить курс на части, организуйте сохранение прогресса, и курс будет гораздо удобнее для пользователей, соответственно, обучение персонала – эффективнее.
Учитывайте положение рук при изучении курса
Важно учесть, как пользователи держат мобильное устройство при разных активностях. То, как пользователь держит устройство, зависит от модели устройства и от задачи, которую он выполняет на устройстве.
Исследование дизайнера компании Cummins Стивена Хубера дает нам некоторые полезные данные.
49% пользователей держат телефон в одной руке, прокручивая страницу, пока вторая рука несет сумку, открывает дверь и т.д. Возьмите телефон в правую руку, проведите большим пальцем по экрану – это траектория, которая наиболее удобна для пользователя. Мысленно увеличьте эту зону до размеров одной трети экрана – это область, в пределах которой пользователь может дотянуться до объекта. В пределах этой зоны размещайте интерактивные элементы – кнопки, ссылки, пункты меню.
Верхний левый и нижний правый уголки лучше не использовать для навигации – скорее всего ими не будут пользоваться или будут пользоваться реже.
36% тоже пользуются мобильником, держа его в одной руке, однако используют вторую, чтобы нажимать на экран. В таком варианте доступен весь экран.
15% пользуются смартфоном, держа его в двух руках, так им удобнее набирать текст. В таком случае 5-15% верхней части экрана не будет задействовано.
Как это учесть? Подумать, какие действия должен совершать пользователь на предложенной ему странице.
Например, если это статья – он будет прокручивать страницу, если слайды – кликать по объектам, если текстовый курс с диалогом, требующим печатать текст, – будет и прокручивать, и кликать, и набирать текст.
В зависимости от этого располагайте объекты на странице. Кроме того, сразу сообщите пользователю, для какого положения рук этот курс предусмотрен. Сообщите пользователю или покажите схематично, как следует взять устройство. Например, можно вывести сообщение с просьбой повернуть устройство горизонтально, чтобы было удобнее изучать.
Важное в центре
Помимо учета положения рук, учитывайте также зоны экрана, на которые чаще всего смотрит пользователь. По результатам исследований Google, люди чаще всего смотрят в центр экрана. Если им что-то интересно, они прокручивают экран так, чтобы интересующая информация была по центру.
Расположите самое главное в центре – основное сообщение или кнопки. Тогда пользователь, зайдя, сразу обратит внимание на самое важное. Качество обучения персонала будет зависеть от множества таких нюансов. Секрет успеха – в деталях.
Продумайте подсказки
Создателям курса все понятно, но пользователь, который попадет на ваш курс впервые, – окажется в незнакомой стране. Подумайте о путеводителях. Чтобы позаботиться о своем пользователе, снабдите свой курс подсказками, проведите экскурсию, в которой покажите все кнопки и их значение.
Обычно на ПК подсказки выводят на оверлее (затемненный экран), но в мобильном устройстве пользователи скорее всего сочтут такую подсказку за рекламу и пропустят ее.
Лучше всего выводить подсказки по ходу обучения. Хорошо, если будет «наставник», который введет пользователя в курс дела.
Максимально сокращайте текст на слайде
Если текста на экране много – он становится мелким и хуже усваивается. Убирайте лишние слова, делите слайды на части, разбивайте на части длинные предложения.
Общие правила таковы:
- В строке должно быть не более 40 символов.
- На одном экране должна быть только одна законченная мысль.
- Для текста используйте шрифт 16 кегля и больше.
- Используйте шрифты без засечек, лучше всего выбрать Arial, Verdana и Trebuchet.
Индикатор прокрутки
Всегда хочется видеть прогресс. Обеспечьте своего пользователя индикатором прокрутки, чтобы он знал, сколько уже пройдено, а сколько еще осталось. Обычно реализуется полоской вверху экрана. По мере скролла отображает пройденный путь. Эта маленькая деталь будет стимулировать к дочитыванию, что в итоге повысит интенсивность обучения персонала.
Интерактивные объекты
Никому не приятно попадать в кнопку с десятого раза. Увеличьте кнопки и прочие объекты для интерактивного взаимодействия.
Кроме того, обеспечьте свободное пространство вокруг кнопок, чтобы у пользователя не было шанса промахнуться.
Не используйте гиперссылки
Что хорошо на ПК, то не очень на смартфоне. Ссылки только отвлекают. Пользователю постоянно нужно быть осторожным, чтобы не потерять страницу при случайном переходе по ссылке. Лучше используйте кнопки, вкладки с дополнительной информацией. Они должны быть достаточно заметны, но не стоять на пути выполнения текущей задачи.
Размер экрана
При обучении персонала важно все, но мы не можем знать наперед, какие мобильные устройства у наших сотрудников, а от модели зависит размер экрана. На какой из огромного разнообразия ориентироваться?
По последним данным «Яндекс.Маркета», было определено топ-5 самых популярных устройств. Можно ориентироваться на них, а можно собрать свою статистику по компании, если обучение персонала запланировано для внутренних нужд компании.
- Xiaomi Redmi Note 8T (4 / 64 ГБ)
- Xiaomi Redmi Note 8 Pro (6 / 64 ГБ)
- Samsung Galaxy A50 (64 ГБ)
- Apple iPhone 11 (64 ГБ)
- Apple iPhone 11 (128 ГБ)
Но самое важное при подготовке курса – контент.