1608г. Холст, масло. Размер: 361 × 520 см. Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Ещё один шедевр Караваджо и единственная известная на данный момент картина с его подписью (в крови Иоанна Крестителя).
На картине изображена казнь Иоанна Крестителя в присутствии Саломеи, приготовившей для его головы золотое блюдо. Стоящая рядом женщина, идентифицируемая как Иродиада или просто случайная свидетельница, с ужасом наблюдает, как надзиратель приказывает палачу довершить казнь отсечением головы Иоанна кинжалом.
Картина
написана в 1608 году в качестве алтарной по заказу мальтийского Ордена госпитальеров, кавалером которого Караваджо стал в том же году, и является самой большой из всех алтарных картин мастера. Со времени написания она постоянно находится в соборе Святого Иоанна на Мальте, для которого и создавалась. Согласно книге искусствоведа Джона Варриано «Караваджо: искусство реализма» фоном для картины послужило изображение тюрьмы из уложения о наказаниях Ордена госпитальеров.
Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему происходящему. Такая техника светотени, отмеченная сказочным взаимодействием света и тьмы, называется тенебризмом.
«Обезглавливание Иоанна Крестителя» дошла до нашего времени в очень плохом состоянии, пройдя реставрацию только в 1950-е годы к знаменитой выставке в Риме 1955—1956 годов, обратившей к работе значительный интерес.
Во время реставрационных работ на картине была обнаружена подпись автора, символически помещённая им под лужей крови раненного Иоанна, и которая немедленно стала предметом дискуссий. Одни считают, что Караваджо подписался f. Michelang.o (где f означает его принадлежность к братству Ордена), но более распространено мнение, что подпись гласит «Я, Караваджо, сделал это», подразумевая собой признание в преступлении — возможно, в убийстве Рануччо Томассони в 1606 году, из-за которого художнику пришлось бежать из Рима.