То, о чем говорили давно, случилось. Сбербанк и Яндекс разделили совместные активы. Национальный Банковский Журнал разбирается в деталях большой сделки.
100% Яндекс.Денег
По итогам сделки обе компании обменялись официальными заявлениями. Сбербанк сообщил, что в рамках развития экосистемы принял решение о продаже Яндексу 45% в компании Yandex.Market B.V., которая оперирует в России под брендами Яндекс.Маркет, Беру, Суперчек и другими.
Сумма сделки составляет 42 млрд руб. Совокупная прибыль Сбербанка от сделки составит около 20 млрд руб., ее окончательный размер будет определен на момент закрытия транзакции.
Кроме того, Сбербанк полностью выкупает у Яндекса его долю (25% + 1 руб.) в компании Яндекс.Деньги и проведет ее ребрендинг до конца текущего года.
Кредитная организация выкупает долю примерно за 2,4 млрд руб. с существенным дисконтом к рыночной стоимости, поскольку она осуществляется по цене, определенной на базе акционерного соглашения между Сбербанком и Яндексом от 2013 года. При этом окончательная сумма зависит от курса доллара США перед завершением сделки и даты закрытия.
После сделки Сбербанку будет принадлежать 100% Яндекс.Денег. Все сервисы Яндекс.Денег продолжат работать в обычном режиме.
Напомним, что Яндекс.Деньги — один из лидеров электронных платежных сервисов в России. Компания занимает ведущие позиции в сегментах B2B и B2C: через кошелек Яндекс.Денег платят 53% пользователей интернета в России (Mediascope, 2019); Яндекс.Кассу используют 38% сайтов Рунета (MARC, 2019 год). Бизнес Яндекс.Денег кратно вырос с момента приобретения Сбербанком контроля в компании: так, годовой оборот компании увеличился в 13 раз и составил в 2019 году 502,7 млрд руб., EBITDA — в 16 раз (до 2,9 млрд руб.). Чистая прибыль за 2019 год составила 1,9 млрд руб., чистые активы (на 31.12.2019) — 6,9 млрд руб. Собственные средства компании на счетах превышали 6 млрд руб.
О возможной реорганизации участникам рынка сообщалось еще во время ежегодной встречи руководства Сбера с инвесторами в 2019 году. Тогда уже открыто говорилось, что конкуренция между экосистемами Сбербанка и Яндекса стала нарастать, партнеры искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и, похоже, Сбербанку с Яндексом удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение.
Стороны подписали юридически обязывающую документацию по сделке, ее закрытие ожидается в третьем квартале 2020 года после получения необходимых регуляторных одобрений.
Герман Греф останется членом совета директоров компании Яндекс до собрания акционеров Яндекса, на котором будет избираться новый состав Совета Директоров Яндекса, но в будущем не предполагает своего дальнейшего участия в этом коллегиальном органе управления компании Яндекс.
Миллионы товаров в одном месте, надёжная и быстрая доставка, доступные цены
А что же Яндекс? Не остался ли он в проигрыше? Там считают, что после сделки значительно усилится интеграция Маркета с другими сервисами компании. После продажи доли в Яндекс.Деньгах, компания начнет развивать собственные финтех-сервисы, а также привлечет 800 млн долларов инвестиций для финансирования дальнейшего роста.
Как сообщают официальные представители Яндекса, компания намерена более активно задействовать экосистему своих сервисов, чтобы сделать покупку, выбор и доставку товаров быстрее и удобнее для пользователей. Например, водители, подключённые к платформе Яндекс.Такси, и курьеры, сотрудничающие с Яндекс.Едой и Лавкой, смогут доставлять заказы на «последней миле», а интеграция Маркета с Поиском и Дзеном позволит предлагать людям новые сценарии покупки и новые услуги. Маркет также сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей.
Новая стратегия также предполагает увеличение инвестиций в развитие собственного маркетплейса. В ассортименте маркетплейса уже 1 миллион товаров, и в ближайший год их станет в два раза больше.
Дополнительные инвестиции
Как говорилось выше, для финансирования дальнейшего роста бизнеса и стратегических инициатив, включая интернет-торговлю, Яндекс привлечёт 800 млн долларов за счёт размещения вновь выпущенных акций класса А. Акции на сумму 200 млн долларов будут реализованы с помощью размещения по ускоренной подписке, акции ещё на 600 млн долларов будут в равных долях проданы трём частным инвесторам: ВТБ Капитал, инвестиционному подразделению группы ВТБ; инвестиционной компании, бенефициаром которой является Роман Абрамович; инвестиционной компании, бенефициарами которой являются Александр Абрамов и Александр Фролов. Цена за акцию для частных инвесторов будет определена по результатам публичного размещения.
В Яндексе считают, что новые инвесторы разделяют видение руководства Яндекса, бизнес-ориентиры компании и стратегические цели дальнейшего развития. По условиям сделки инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции Яндекса в течение двух лет. Кроме того, на протяжении двух лет они не могут увеличить свою долю в Яндексе более чем до 3,99%.
Экономическая доля всех вновь выпущенных акций в капитале компании составит около 5%, голосующая доля — около 2,5%.
Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и на официальную страницу Национального Банковского Журнала в Facebook.