На нашей планете регулярно происходит различное соперничество: конкуренция между фирмами, спортивные соревнования, войны и другие его виды. Как правило, если группа людей, к которой человек имеет отношение, побеждает в чем-либо другую группу, то возникает чувство радости и лёгкости за «своих» — и это абсолютно естественная реакция. В психологии данный феномен имеет название «внутригрупповой фаворитизм».
Внутригрупповой фаворитизм — тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членов другой.
В 1970 году польский психолог Генри Тэджфел, который занимался изучением таких вещей, как социальные предрассудки и стереотипы, провел психологический эксперимент. Он поделил студентов на две группы случайным образом, однако участники были уверены, что отобраны в свою группу на основе определенного критерия:
Например, по способности подсчитывать пиксели на картинках или на основании предпочтений в области абстрактного искусства.
Даже если участники одной группы были знакомы с представителями другой, а своих одногруппников до этого никогда не встречали, субъекты эксперимента в ходе взаимодействия демонстрировали одну и ту же модель поведения — действовали в пользу участников своей группы и ущемляли тех, кто оказался в другой. При этом ни одно из действий не приносило им прямой личной выгоды.
Например, в разговоре с коллегами вы узнаете, что некоторые из них болеют за футбольную команду, которой вы симпатизируете, а другие — за их соперников. Как правило, абсолютно неважно, какие отношения были у вас с теми или иными коллегами до этого момента. В вашей голове произойдет внезапное разделение компании на «своих» и «чужих».
В мире известно множество случаев, когда фанаты устраивают массовые кулачные бои. При этом на футбольные предпочтения не влияет ни воспитание, ни социальное положение, ни сфера деятельности. Однако для фаната человек с иными предпочтениями автоматически становится врагом.
Как оказалось, готовность делить людей на «своих» и «чужих» заложено в нашем мозге. Социальный психолог Jay Van Bavel провел небольшое исследование и поделил добровольцев на две рандомные группы. После знакомства участников отправили на МРТ обследование и поочередно показывали фотографии всех добровольцев.
Когда на глаза попадалось лицо кого-то из «своих», у человека происходил всплеск активности в амигдале (миндалевидном теле). Эта область играет важную роль в социальном взаимодействии и формировании эмоциональных связей.
При этом люди стали участниками одной группы всего несколько мгновений назад.
Для обеспечения внутригруппового фаворитизма так же необходимо, чтобы были не только СВОИ, но и ЧУЖИЕ. Именно наличие внешного врага — некой фигуры, призванной генерировать чувство тревоги, опасности — позволяет людям ощущать себя защищённым в группе «своих» и ненавидеть общего неприятеля.
Таким образом, необходимо постоянно отдавать себе отчёт, по какой причине вы недолюбливаете того или иного человека. Если корень неприязни касается феномена внутригруппового фаворитизма, то, вероятно, не следует категорично оценивать эту персону лишь по принадлежности к другой группе, ведь при личном взаимодействии он может оказаться вполне приятным человеком.
Как часто вы сталкиватесь с данным феноменом? Поделитесь своими историями в комментариях.
Заплывай на МАТЕРИК через ВКонтакте и Instagram.
Также вы можете прочитать наши статьи на смежные темы: