190$ нефти звучит безумно. Но JPMorgan считает, что это возможно, даже после пандемии.
В малоизвестном отчете JPMorgan Chase предупредил в начале марта, что рынок нефти может оказаться на пороге «суперцикла», который приведет к резкому скачку нефти Brent до 190 долларов за баррель в 2025 году.
Несколько недель спустя пандемия коронавируса вызвала грандиозный обвал цен на нефть по мере коллапса спроса. И все же американский банк продолжает настаивать на своём оптимистичном мнении.
В апреле Brent достигла минимума за два десятилетия - 15,98 доллара за баррель. Американская нефть упала ниже нуля впервые, опустившись на до -40 долларов за баррель.
Соединенные Штаты, Россия и Саудовская Аравия - три крупнейших производителя - резко сократили производство в ответ. К ним примкнули все основные производители нефти в мире. Массовое сокращение поставок помогло вдохнуть жизнь в цены на нефть.
В результате нефть подорожала до 40 с лишним долларов за семь недель.
При этом спрос остается низким. JPMorgan по-прежнему считает, что на горизонте бычий нефтяной суперцикл. Огромное количество добычи было выключено и у отрасли могут возникнуть серьезные проблемы с привлечением будущего капитала.
«Реальность такова, что вероятность того, что нефть достигнет 100 долларов, выше, чем три месяца назад», - сказал Кристиан Малек, глава JPMorgan по исследованиям в области нефти и газа в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.
Надвигающийся дефицит говорит о том, что цены обновят исторические максимумы.
190$ за баррель нефти. Это реально. Так считают в JPMorgan.
В течение многих лет в мире было больше нефти, чем нужно. Это перенасыщение привело к тому, что резервуары для хранения заполнились до такой степени, что цены на нефть в апреле стали отрицательными.
Таким образом, производители нефти сократили поставки. Но теперь маятник в нефтедобывающей промышленности, переживающей бум-спад, может зайти слишком далеко в противоположном направлении.
Согласно отчету JPMorgan, опубликованному 12 июня, избыточное предложение на рынке нефти перерастёт в «фундаментальный дефицит предложения». Наиболее вероятный сценарий, по словам JPMorgan, заключается в том, что Brent поднимается до 60 долларов за баррель, чтобы стимулировать рост добычи.
В отчете не указана целевая цена для сценария бычьего случая - однако Малек сказал CNN Business, что бычий колл JPMorgan за 190 долларов с марта всё ещё остается в силе. На самом деле, он считает, что сейчас это ещё более вероятно.
Малек, который был медведем по нефти с 2013 года, указал на очень большой дефицит предложения, который, как ожидается, возникнет в 2022 году и может составить 6,8 млн. баррелей в день к 2025 году - если ОПЕК и другие не прокачают намного больше.
«Дефицит говорит сам за себя. Это означает, что цены на нефть пойдут вверх», - сказал он. «Мы думаем, что это устойчиво? Нет. Но может ли оно достичь этих уровней? Да».
BP бьёт тревогу
Конечно, сегодня сложно представить трехзначные цены на нефть. Некоторые аналитики полагают, что даже восстановление американской нефти с отрицательных 40 долларов до 40 долларов всего за семь недель слишком оптимистично.
Случаи коронавируса резко возрастают в некоторых районах США и Латинской Америки. Спрос на бензин улучшается, но не вернулся к допандемическому уровню. И могут потребоваться годы, чтобы индустрия авиаперевозок полностью восстановилась - если это когда-нибудь произойдет.
BP (British Petroleum) предупредил на этой неделе, что кризис в области здравоохранения может оказать «стойкое воздействие на мировую экономику», вызывая меньший спрос на энергию в течение «длительного периода». Британский нефтяной гигант снизил свой прогноз цен на нефть марки Brent на следующие три десятилетия на 27% до 55 долларов за баррель.
BP также заявила, что планирует списать стоимость своих активов, включая неиспользованные запасы нефти и газа, стоимостью до 17,5 млрд долларов.
В некоторой степени нелогично, но Малек из JPMorgan сказал, что мрачный прогноз BP - «одно из самых оптимистичных» событий, которые он видел.
Это потому, что нефтяные компании должны тратить большие средства только на поддержание производства, не говоря уже о его увеличении. Если они ничего не делают, объем производства, естественно, снизится.
А более слабые прогнозы ВР позволяют предположить, что ещё меньше долгосрочных нефтяных проектов попадут под нож. Это, в свою очередь, будет поддерживать низкий уровень предложения, даже если спрос будет расти.
«Это подтверждает нашу точку зрения», - сказал Малек.
Инвестиции в нефть могут упасть до 15-летних минимумов
По данным JPMorgan, в период с 2015 по 2020 год в мире было открыто более 50 новых нефтяных проектов. Но, по оценкам банка, в течение следующих пяти лет в эксплуатацию вступят всего пять так называемых «новых» проектов, то есть в 10 раз меньше.
А некоторые крупные нефтяные компании, включая BP, Shell (RDSB), Total (TOT) и ConocoPhillips (COP), откладывают принятие окончательных инвестиционных решений.
Согласно последнему отчету Rystad Energy, в 2020 году глобальные инвестиции в добычу снизятся до 15-летнего минимума в 383 миллиарда долларов.
Такое сокращение расходов, говорит Rystad, сделает «более сложным сохранение существующего производства» и потенциально повлияет на «стабильность» поставок в долгосрочной перспективе.
Конечно, у Саудовской Аравии и России есть потенциал, чтобы быстро реагировать на дефицит поставок. Обе страны, наряду с остальной частью ОПЕК, намеренно сдерживают производство, чтобы избавиться от переизбытка поставок.
Но Саудовская Аравия нуждается в гораздо более высоких ценах на нефть, чтобы уравновесить свой огромный бюджет, с безубыточностью около 80 долларов за баррель.
«Поэтому они не собираются наводнять рынок», - сказал Малек.
Это может оставить место для ответа Соединенных Штатов. По данным Baker Hughes, относящимся к 1987 году, добыча в США также резко упала, и количество активных буровых скважин упало до рекордно низкого уровня.
Фактор изменения климата
И всё же сланцевые бурильщики не могут рассчитывать на некогда неограниченный поток финансирования от Уолл-стрит. Инвесторы требуют, чтобы сланцевики жили по средствам после многих лет прожигания кучи денег.
«Сланцы растут. Они всё ещё там, но они созревают», - сказал Малек.
Капитал ещё больше сдерживается усилением опасений по поводу изменения климата и роста социально ответственного инвестирования. Растущее число инвесторов просто не хочет трогать нефтяные акции.
Сочетание падения цен, бегства капитала и изменения климата может ограничить способность нефтяной промышленности США привлекать необходимые деньги - как раз тогда, когда это больше всего нужно.
Последние несколько месяцев показали, насколько сложно прогнозировать будущее. В то время как цена на нефть в 190 долларов может показаться надуманной, сегодня цена на нефть составляет 40 долларов.
Ставьте лайк!