Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово экономических организациях.
Государственный долг — это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний.
Рост бюджетного дефицита и государственного долга отражается на благосостоянии будущих поколений. Дефицитное финансирование может заставить правительство прибегнуть к займам на финансовом рынке, вследствие чего увеличивается спрос на деньги и поднимется процентная ставка. Последнее, в свою очередь, уменьшает спрос на деньги со стороны частных инвесторов, и, следовательно, ведет к падению капитальных вложений в производство. В результате эффекта вытеснения частных инвестиций в будущем новые поколения получат меньший производственный потенциал. Если государственные расходы будут направлены не на покупку товаров (например, вооружения), а на новые инвестиции в экономику, тогда производственный потенциал нации не только не снизится, а увеличится.
Внутренний государственный долг — долг центральных и местных органов власти перед резидентами страны. На практике в качестве реальных форм внутреннего государственного долга выступают.
Внешний государственный долг – это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями. Следует отметить, что причиной наращивания внешнего государственного долга выступает не только дефицит бюджета, но и низкое качество платежного баланса (дефицит счета текущих операций), разбалансированность внутреннего валютного рынка.
При этом внешний государственный долг есть лишь часть совокупного (валового) внешнего долга страны. Вторую часть валового внешнего долга страны образуют долги хозяйствующих субъектов.
Внешний государственный долг не может возникнуть без достижения соответствующей договоренности с международными организациями (Международный валютный фонд), или потенциальными кредиторами. Страна должна иметь кредитный рейтинг, а ценные бумаги правительства должны быть ликвидными.
Угрозы ЭБ при увеличении внешнего долга:
а) усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает кредитный рейтинг, ведет к удорожанию внешних источников финансирования;
б) может дополняться серьезными законодательными уступками иностранному капиталу;
в) заставляет правительство распродавать иностранцам государственную собственность (предприятия, стратегические запасы), проводить непрозрачную приватизацию;
г) усиливает отток национального дохода (ВВП < ВНД), заставляет ограничивать внутреннее потребление и ведет к снижению уровня жизни населения.
Угрозы ЭБ при увеличении внутреннего долга:
а) перераспределение национального дохода в пользу богатых слоев населения, ибо государственные ценные бумаги покупают в основном наиболее обеспеченные граждане страны. Налоги же, за счет которых обеспечивается выплата процентов по ценным бумагам, платят все. Таким образом, выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах населения.
б) процентные платежи обременительны для населения в целом, так как покрываются за счет увеличения налоговых платежей. Увеличение налоговых ставок вызывает социальную напряженность в обществе, снижает стимулы к трудовой деятельности, рождает неуверенность населения в завтрашнем дне.
в) внутренний долг может вызвать сокращение запаса капитала в экономике. Покупка населением, субъектами хозяйствования ценных бумаг сокращает возможность инвестирования денежных средств в производство, что в будущем приведет к уменьшению производственного потенциала
Нашёлся ответ? Подпишись и ставь лайк)