Найти тему

Разведка боем или диагностическая лапароскопия при бесплодии

Оглавление

Какие ассоциации вызывает слово «диагностика» у большинства людей?

Долгий-долгий разговор с доктором, припоминание всех жалоб и симптомов, бесконечные анализы , рентгеновские снимки, УЗИ или МРТ, потом опять анализы, потому что те уже просрочены, пришли к другому врачу - снова анализы, динамическое наблюдение, повторные в сотый раз анализы, УЗИ по фазе цикла, УЗИ без фазы цикла, новый доктор для второго мнения, знакомый доктор для человеческого отношения, - и так по кругу. Знакомо? Уверена, что для большинства гинекологических пациенток ситуация близка до боли.

Да, все это, несомненно, является методами диагностики. Но что делать, если они не могут ответить на все вопросы и помочь в постановке правильного диагноза? Особенно часто такое происходит в такой деликатной сфере, как женское бесплодие. Почему, когда речь идет о невозможности зачатия, так важно поставить предельно точный, а еще важнее - своевременный диагноз? Об этом и будет разговор.

Диагностика ценой в годы

Сначала расскажу случай, который впечатался в мою память. Пациентка из Узбекистана, 30 лет. Жалобы на отсутствие желанной беременности, на плохие отношения со свекровью из-за отсутствия детей, на иссякающее терпение мужа. В анамнезе была гинекологическая операция в возрасте 22 лет, причины которой пациентка объяснить не могла: «Болел живот, доктор сказал, что надо».

В течение 7 (!) лет ей проводилось консервативное лечение с помощью медикаментозных средств, физиотерапии, народных средств, свечей вагинальных и ректальных, тампонов лечебных китайских, даже несколькими курсами был выполнен массаж матки. Проходимость маточных труб ей проверяли под контролем УЗИ неоднократно и до лечения, и после.

Со слов пациентки, все хорошо. Анализы - идеальные, все известные медицине инфекции существующие и несуществующие пролечены и ликвидированы. Муж на удивление обследован, здоров и способен к репродукции. УЗИ и МРТ не объясняли происходящее, поэтому и была предложена и проведена диагностическая лапароскопия.

Увиденное не давало ни единого шанса на самостоятельную беременность. После устранения массивного спаечного процесса мы добрались до маточных труб и обнаружили, что во время первой операции по какой-то причине они были пересечены, и никакая реконструктивная операция не могла их восстановить. Причина бесплодия была установлена. После короткого восстановительного периода пациентка успешно прошла через процедуру ЭКО. У этой истории оказался счастливый конец благодаря диагностической лапароскопии, которую, по-хорошему, нужно было проводить на 7 лет раньше.

У консервативной терапии в данной ситуации не было ни малейшего шанса, даже миллионного. Все горы препаратов, принятые за 7 лет, нанесли только вред здоровью пациентки. А потеря времени измотала психику и осложнила семейную жизнь.

Операция одновременно с диагностикой

Или другая история, причем одна из множества аналогичных. Пациентке 25 лет. Проблема та же - невозможность забеременеть. Физически здоровая девушка, анализы идеальны, ничем не отягощенный гинекологический анамнез. УЗИ и МРТ также ничего не показали. Было принято решение о проведении диагностической лапароскопии. Причина нашлась сразу: вовлечение правой маточной трубы в спаечный процесс, который появился вследствие воспаления после операции по удалению аппендикса, и множественные мелкие эндометриоидные очаги в малом тазу. Спайки в ходе самой диагностической процедуры были разделены, эндометриоидные очаги иссечены, а в малый таз введён противоспаечный гель для профилактики образования повторных спаек. После проведения курса гормональной терапии естественное зачатие случилось через 4 месяца.

Это примеры так называемой лечебно-диагностической лапароскопии, когда лапароскопическая операция является и методом диагностики, и методом лечения одновременно

Две ситуации: разные и в то же время схожие. Но обе они без лишних объяснений дают четкое представление о том, что такая пугающая и, на первый взгляд, не совсем понятная вещь, как диагностическая лапароскопия может решить задачу, не решаемую никаким другим способом. Это так называемый «золотой стандарт» диагностики.

На заре появления лапароскопии к ней прибегали как к последнему методу, когда уже все пройдено и ничего не помогает.

Сейчас с этого начинают, не теряя годы, нервы и деньги. Особенно это актуально для пациенток возрастной группы 35—40 +, когда помимо заболеваний имеется и естественное возрастное снижение репродуктивных способностей.

Как проходит диагностическая лапароскопия?

После принятия решения о проведении лапароскопии начинается этап подготовки. После прохождения стандартного обследования, включающего в себя анализы крови, мочи, мазки, рентгенограмму органов грудной клетки, ЭКГ и осмотр терапевта, назначается дата операции с учетом фазы менструального цикла. Вместе с анестезиологом обсуждаются все нюансы предстоящего наркоза. Сама процедура длится от 30 минут до 1,5 часов в зависимости от объема работы.

Через специальную иглу в брюшную полость нагнетается углекислый газ, который увеличивает ее объем, улучшает визуализацию и дает больше пространства для манипуляций. Далее через три отверстия размером не более 5мм вводится сам лапароскоп и инструменты. В классическом варианте используются три отверстия, но в сложных ситуациях их может быть и больше. Обязательный этап операции - это проверка проходимости маточных труб путём введения цветного контраста. И когда на экране мы видим, как синенький контраст вытекает из труб в брюшную полость, вся операционная бригада радуется: шанс есть!

По окончании операции газ из брюшной полости эвакуируется, на кожные проколы накладываются косметические швы и специальный клей. Мы наблюдаем и лечим наших пациентов в стационаре сутки, на следующий день после операции можно ехать домой и с небольшими ограничениями заниматься своими обычными делами. Некоторые наши пациентки уже на второй - третий день бегут на работу, что вполне допустимо, если позволяет состояние, но все же рекомендуем подождать 7-14 дней до полного окончания реабилитации.

А что делать, если есть противопоказания?

Отвечу так: есть или нет, решат совместно врачи хирург, анестезиолог и терапевт.

На практике за 25 лет работы не встретила ни одной пациентки с проблемой бесплодия, которой невозможно было бы провести диагностическую лапароскопию.

© Елена Дмитриевна Майванди