Найти в Дзене
PSX_player

Twisted Metal 2 - король кооператива. Часть 1

Всем привет! В этой статье я начинаю свой рассказ о самой лучшей, по моему мнению, видеоигре с “диванным кооперативом” Twisted Metal 2 и, надеюсь, смогу заинтересовать новое поколение игроков. Сразу отмечу, что не ставлю перед собой цель пересказывать данные из Википедии и прочих источников, описывать все бонусы и пасхалки. Пишу по памяти и, возможно, что-то могу упустить или перепутать. Также предупрежу, что рассматривается только мультиплеерная составляющая игры, конкретно - совместное прохождение. Эта часть является вступительной. Как и многие мои сверстники, чьё увлечение видеоиграми пришлось на середину 90х, мы с моим закадычным приятелем всегда особенно ценили игры с возможностью совместного прохождения. Начав с Денди с её "Танчиками", “Контрой”, "Черепашками ниндзя", "Double Dragon" и множеством других кооперативных игр, впоследствии на каждой новой ко

Всем привет! В этой статье я начинаю свой рассказ о самой лучшей, по моему мнению, видеоигре с “диванным кооперативом” Twisted Metal 2 и, надеюсь, смогу заинтересовать новое поколение игроков. Сразу отмечу, что не ставлю перед собой цель пересказывать данные из Википедии и прочих источников, описывать все бонусы и пасхалки. Пишу по памяти и, возможно, что-то могу упустить или перепутать. Также предупрежу, что рассматривается только мультиплеерная составляющая игры, конкретно - совместное прохождение. Эта часть является вступительной.

Как и многие мои сверстники, чьё увлечение видеоиграми пришлось на середину 90х, мы с моим закадычным приятелем всегда особенно ценили игры с возможностью совместного прохождения. Начав с Денди с её "Танчиками", “Контрой”, "Черепашками ниндзя", "Double Dragon" и множеством других кооперативных игр, впоследствии на каждой новой консоли мы непременно старались отыскать что-нибудь годное для игры вдвоём. А годного, оглядываясь назад, было весьма немало ))

Вспоминая Денди (или NES - кому как угодно), одна игра всё же стояла особняком - это был японский футбол “Kunio-kun no Nekketsu Soccer League”, хотя у нас картридж назывался “Goal 3”. Как видите, жанр нам был совсем неважен, главное, чтобы игра была интересная. Спустя много лет, с появлением Интернета, я выяснил, что эта игра не выходила за пределами Японии, что объясняет наличие в ней иероглифов, которые, впрочем, не смогли помешать нам получить истинное удовольствие от этого творения японских разработчиков. Классическим футболом происходящее на экране можно было назвать с большой натяжкой, и в этом был самый большой плюс игры. Это было гиперболизированное, гипертрофированное, смешное до икоты действо, основным атрибутом которого были мяч и ворота.

Редкий кадр. Мы с товарищем за игрой в "Глаза".
Редкий кадр. Мы с товарищем за игрой в "Глаза".

По пять человек в команде, каждый с уникальной внешностью и особым приёмом, позволяющим нанести удар по воротам в собственной неповторимой манере. Например превратить мяч в рыбку, червяка, карандаш, сияющий шар, подземный диск, да что угодно ещё - десятки уникальных приёмов! Погодные условия влияют на геймплей (да, на 8-ми битной приставке), игроки могли тонуть в грязи, получать разряд молнии и уноситься смерчем в небо. Правила практически отсутствуют. Можно бить, толкаться, брыкаться - при этом у игроков буквально выскакивают глаза из орбит. В итоге, для краткости, мы так и прозвали игру - “Глаза” :-) Немного непривычно было, что второй джойстик мог играть только вратарём, но моего друга это ничуть не смущало, он прекрасно ходил в атаку и периодически “открывал глаза” вратарю соперников, занося его в ворота вместе с мячом. Подводя итог - это отличная, весёлая, совершенно безбашенная игра, вполне заслуживающая отдельного обзора. Наряду с Twisted Metal 2 мы до сих пор иногда запускаем “Глаза” на эмуляторе.

После Денди логичным продолжением стала Sega Mega Drive. И тут вне конкуренции были: Streets Of Rage, Golden Axe, Dragon: The Bruce Lee Story. Настоящая классика кооператива. Хотя мы, скорее всего, пропустили немало отличных сеговских игр на двоих. Картриджи были недёшевы, а меняться поначалу было не с кем. Но гораздо интереснее то, что было после.

-5

Следующей приставкой сразу видится Super Nintendo, но нет, ни у кого из нас её никогда не было. А случилось так, что товарищу моему подарили на день рождения аж целый Panasonic 3DO. Тогда круче 3DO могли быть только Ferrari, настоящий индийский слон или билет на Луну. Игры на дисках, встроенная память для сохранений, настоящая инструментальная музыка в саундтреках, видеовставки прямо в игре. Но самое главное - невиданный доселе уровень графики. Шагнуть из мира 2д в 3д (пусть местами и псевдо 3д) для 11-летнего пацана было чем-то невероятным. Шутка ли, сыграть в Doom не выходя из дома и не тратясь на всё ещё редкий для того времени ПК. А как насчёт той самой (самой первой) части Need for Speed?

И незамедлительно встал вопрос: “А есть ли на такой красоте что-нибудь стоящее для игры вдвоём?” К сожалению, за давностью лет, первые опробованные игры на двоих слабо запомнились, точно помню, что очень часто играли в Captain Quazar - отличную аркадную стрелялку, настоящий хит своего времени. А затем один хороший знакомый подогнал нам с небольшой периодичностью три отличные игры от компании American Laser Games, которые и стали для нас главным кооперативным игровым событием до появления Twisted Metal 2. Назывались они Mad Dog McCree, Crime Patrol и Crime Patrol 2: Drug Wars.

Это были первые игры, созданные в только появившемся тогда жанре интерактивного кино. Изначально спроектированные для игровых автоматов, они подразумевали использование световых пистолетов. Пистолетов у нас с товарищем, конечно же, не было, но мы прекрасно обходились двумя геймпадами, что только добавляло играм хардкорности. Цель проста: продвигаясь по сюжету, отстреливать бандитов и не давать им времени выстрелить в тебя.

Данный скрин я намеренно выставлю отдельно. Это страшное зрелище было первым, что я  увидел на большом телевизоре в фирменном магазине Dendy на Ленинском Проспекте ))
Данный скрин я намеренно выставлю отдельно. Это страшное зрелище было первым, что я увидел на большом телевизоре в фирменном магазине Dendy на Ленинском Проспекте ))

Вся игра представляла собой настоящее видео с живыми актёрами, геймплей был жёстко привязан к таймингу. Успел навести курсор в виде мушки револьвера на негодяя и нажать на спусковой крючок, противник опадёт как сухой лист; не успел - тебя подстрелили, продолжай с чекпойнта.

Мы мысленно делили экран пополам и каждый контролировал свою половину. Казалось бы, представить себе что-то более крутое, чем вышеописанная игра, было невозможно. Стать с напарником героями настоящего вестерна или полицейского боевика, да ещё на самой модной на тот момент игровой консоли, разве может быть что-то круче? Оказалось, что может...

Стартовый экран Twisted Metal 2. Это лучшее, что мог показать телевизор.
Стартовый экран Twisted Metal 2. Это лучшее, что мог показать телевизор.

И вот, наконец, в России наступила эра PlayStation и в наши руки попал диск с главным героем сегодняшнего разбора - великим Twisted Metal 2. Произошло данное событие в 1998 году. Это было наше первое знакомство с подобным жанром смертоносных покатушек, и мы сразу поняли, что вот она - игра нашей мечты, любовь к которой живёт в нас уже более 20 лет. В школьные годы сложно вспомнить день, в который бы мы не играли в Twisted Metal (или просто “Метал”, как мы его тогда называли с ударением на первый слог), благо жили мы в одном подъезде и найти время для игры было несложно.

А вот и тот самый диск. “Профессиональный перевод”, всё как полагается :-) В русской версии была повреждена музыкальная дорожка, играющая в Лос-Анджелесе - первом уровне. Стартовые 15 секунд слышались только свист и шипение. Поначалу мы думали, что так и должно быть: звуки напоминали визг покрышек стартующего болида. В 2003 году, разжившись пишущим CD-приводом для компьютера, с диска была снята копия и для игры использовалась только она, а священный оригинал был убран в пакетик и помещён в алтарь на полочку к остальным дискам.

Привычная картина для середины 90-х.
Привычная картина для середины 90-х.

Надо сказать, что к играм в то время отношение было совсем другим, чем сейчас. Их больше ценили, так как сложнее было достать, приходилось ехать на радиорынок или ещё какую-нибудь знакомую точку продаж; и каждая игра, хоть и пиратская, стоила денег. А в конечном итоге ты никогда не знал, что именно привезёшь домой, покупая игру, которую никогда раньше не видел и о которой даже не слышал. Короче говоря, видеоигры - это было серьёзно. А следовательно и к самому игровому процессу многие относились со всей серьёзностью, например как мы с другом. Игра в Twisted Metal 2 при походе в гости стала обязательным приятным ритуалом и редко заканчивалась однократным прохождением.

Это джойстик, шедший в комплекте с купленной осенью 1997 года Сонькой. При последующей продаже консоли было принято решение сохранить оригинальный геймпад, ведь прекращать играть в Твистед Метал никто не собирался ;-) За все 22 года я никогда не играл в TM2 другим джойстиком.

Глупо пытаться даже примерно подсчитать количество времени, проведённого нами в мире Скрученного Металла за 20 лет. Это тысячи часов сплошного драйва, когда все проблемы отходили на второй план. Есть только я, рядом сидит верный товарищ и мы в очередной раз на максимальной сложности пролетаем уровень за уровнем, вынося всё движущееся на нашем пути и периодически удивляясь, как можно было потерять 4 оставшиеся жизни в Гонконге ))) Тут следует отметить, что это был не просто безумный игровой марафон - мы общались, адски шутили над происходящим, подкалывали друг друга, устраивали перерывы, шли гулять, и уже тогда не допускали мысли, что когда-нибудь может наступить время, когда мы не сможем вот так собраться вместе и вновь включить Twisted Metal 2.

-15

Нет нужды говорить, что игровые посиделки продолжились и после окончания школы. Уже были проданы наши PS1 и куплена PS2, менялась жизнь, менялись интересы и приоритеты, а Твистед Метал оставался нашим неизменным символом дружбы и тёплым воспоминанием о детстве, в которое можно было вернуться на несколько часов просто нажав кнопку и запустив игру.

Сюжет TM2 весьма незамысловат: некий господин психопат Калипсо проводит в различных уголках мира, включая крупнейшие мегаполисы, регулярный турнир среди лучших водителей разнообразных тяжеловооруженных автотранспортных средств. Главным же призом является исполнение любого желания победителя. Но, как мы знаем, в своих желаниях нужно быть очень осторожным. А не то… всякое может случиться… Но, только не в нашем случае совместного прохождения ;-) Так как победитель может быть только один, то, чтобы увидеть финальный ролик каждого персонажа, нужно пройти игру в одиночку.

Так чем же так выделяется Twisted Metal 2 на фоне своих прямых конкурентов и игр прочих жанров? На мой взгляд, несколькими вещами:

  • Геймплей, что, впрочем, совсем неудивительно. На первый взгляд он может показаться излишне упрощённым и даже примитивным: знай себе катайся по уровню, уничтожай противников, собирай оружие, аптечки и не забывай уклоняться от вражеских атак. Но именно в этой простоте кроются шарм и очарование Twisted Metal 2, да и многих других игр эпохи первой PlayStation. Здесь вы не найдёте скучных уровней, непонятных игровых механик, чрезмерной сложности боссов. Игровой процесс отлично выверен и одинаково крут с первого до последнего уровня.
Дуэль закончилась в пользу первого джойстика. Ракеты противника просвистели над ухом.
Дуэль закончилась в пользу первого джойстика. Ракеты противника просвистели над ухом.
  • Графика. Не ожидали, да? )) Давно устаревшая, но в то же время яркая и красочная, именно графика создаёт эту неповторимую атмосферу Twisted Metal 2, являясь, по сути, душой игры. Её можно сравнить со старой ёлочной игрушкой, уже утратившей былой блеск, но по-прежнему создающей ощущение настоящего праздника. После длительного перерыва впервые запустив Twisted Metal 2 на современном ЖК-телевизоре, мы с приятелем не почувствовали ни малейшего отторжения от происходящего на экране - перед нами был всё тот же старый добрый Твистед Метал! Достаточно выбрать формат изображения 4:3 и картинка будет так же хороша, как и 20 лет назад на ЭЛТ телевизоре Shivaki.
Аксел готовится принять смерть у подножия Эйфелевой башни.
Аксел готовится принять смерть у подножия Эйфелевой башни.
  • Высочайший уровень реиграбельности. Каждое прохождение дарит свои запоминающиеся моменты и неповторимые эмоции, причём независимо от того, удалось ли пройти до финала. Хочется отдельно отметить, что поражения совсем не расстраивают или озлобляют, скорее наоборот - неудача лишь стимул для очередной попытки, смены персонажа и тактики.
Интересно, чем всё закончилось для первого игрока...
Интересно, чем всё закончилось для первого игрока...
  • Простота освоения, как прямое следствие п.1. Новичку потребуется минимум времени и усилий для погружения в игру. Достаточно освоить комбинации нескольких дополнительных атак и защиты, (которые я ещё обязательно упомяну) и можно отправляться в бой. К примеру, вышедшая два года спустя “Rogue Trip: Vacation 2012” (идейная и духовная наследница Twisted Metal 2), уже щеголяла просторными уровнями, внутриигровой валютой, бОльшим количеством оружия и его апгрейдом, продвинутой системой починки. Да, это не ядерная физика, но влиться в простой как 5 копеек и интуитивно понятный геймплей TM2 неподготовленному игроку куда проще.
А здесь ничего интересного пока не происходит :-)   Рутина.
А здесь ничего интересного пока не происходит :-) Рутина.

У каждого геймера, родом из середины 80-х, наверняка есть своя особенная игра, интерес к которой не угасает и годы спустя. Для нас этой особенной игрой стал Twisted Metal 2. Надеюсь, вам было интересно. Во второй части разбора мы пройдём короткую подготовку и начнём знакомство с игровыми персонажами.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7