Употребление такого термина, как «тотал», может в одно и то же время и пугать, и радовать владельцев автомобилей, так как его значение подразумевает, что пострадавший в результате аварийной ситуации автомобиль уже не подлежит починке, и страховая компания изъявляет готовность полного возмещения полученного ущерба.
Чаще всего, эта сумма составляет от 65 до 75 % стоимости транспортного средства на автомобильном рынке на тот момент, когда было совершено ДТП. В такой ситуации владелец имеет полное право на отказ от владения разбитым автомобилем, получить компенсационную сумму, и использовать ее для приобретения нового транспортного средства. Название такой операции - «абандон».
Вторым вариантом может быть оставление разбитого автомобиля себе, но в таком случае, от страховой компании может быть получена только часть выплат от общей суммы, из которой будет вычитаться цена непригодного для эксплуатации железа. Чаще всего эта сумма будет составлять немногим меньше половины от причитающейся. Поэтому, совершенно неудивительно, что владельцы автомобилей предпочитают первый вариант, и стараются как можно быстрее избавиться от превратившегося в груду металла автомобиля. Какой же будет дальнейшая судьба этих автомобилей?
Выставление на аукцион. В том случае, если состояние машины не позволяет ей быть восстановленной, и она не представляет особой ценности на рынке запасных частей, то единственное возможное действие - это утилизация. Для того, чтобы ее осуществить, владельцу следует обратиться в территориальное отделение ГИБДД с соответствующим заявлением, без предоставления транспортного средства для осмотра. Но документацию и на машину, и знаки государственной регистрации, следует сдать в ГИБДД, то есть продажа машины станет невозможной. На место предполагаемой утилизации автомобиль следует доставлять только с использованием эвакуатора, даже в том случае, если он еще может передвигаться самостоятельно.
Но реализация такой процедуры происходит не всегда. Чаще всего такая машина может быть признана «годными остатками», и продана на аукционе для разборки на запчасти без проведения каких-либо действий в ГИБДД по снятию с регистрации. Это является общемировой практикой, развитой и в России, но с небольшими отличиями. В странах Европы машины с силовыми установками, у которых имеются повреждения, должны обязательно быть утилизированы и сняты с учета. На пользование ими, как транспортными средствами, налагается строгий запрет. В России же, после проведения такого аукциона, отслеживание судьбы машины страховыми компаниями полностью прекращается. Это может приводить к тому, что подобный автохлам, спустя несколько месяцев, вновь появляется на автомобильных рынках в полностью восстановленном состоянии, без каких-либо посторонних отметок в документах.
Чудесная регистрация. Одним из реальных примеров стало появление разбитого автомобиля Hyundai Creta вначале в собственности страховой компании, а спустя несколько месяцев в полностью восстановленном состоянии в Ростове-на Дону. Регистрация подобных автомобилей переносила забавные превращения.
По информации, полученной от специалистов, с юридической точки зрения владельцы машины могут меняться несколько раз, но регистрация в органах ГИБДД остается прежняя. В ПТС указывается его первый владелец, на которого была оформлена страховка. Но в разбитом состоянии снятие машины с учета не производится, и она продается новому владельцу по доверенности после процедуры восстановления. Он ни о чем не подозревает, и делает регистрацию такого транспортного средства на себя.
Защита от приобретения «тотала». Обеспечить безопасность такой покупки можно при соблюдении правил проверки автомобиля по его VIN-коду. Если он известен, выяснение истории машины не составит труда. По нему можно выяснить, есть ли банковские обременения, принимало ли участие транспортное средство в аварийных ситуациях, так как базы данных сведены в единые, на портале госуслуг. Но отражение этих деталей имеется не во всех базах, по той причине, что не все мастерские передают подобные сведения в открытый доступ. Но это можно выяснить и косвенно, а признаки некачественных работ будут видны сразу.
Итог. Практика восстановления машин, на первый взгляд, не подлежащих восстановлению, получила широкое распространение в России. Приобретение их возможно не только на вторичном рынке, но и в системе трейд-ин, если бывший владелец будет сдавать машину перед приобретением новой. Подобные машины не будут удовлетворять необходимым требованиям безопасности и надежности технических узлов.
Спасибо и ставьте лайк! Для вас не сложно, а нам это очень важно.
И подписывайтесь на канал!