Найти в Дзене

Анализ рынка макаронных изделий: по мере выхода из кризиса конкуренция будет увеличиваться, а темпы роста снизятся

Оглавление

В январе — апреле 2020 года производство макаронных изделий в России выросло на 18%. Столь значительное увеличение было вызвано ростом спроса в связи с переходом большей части населения на режим самоизоляции. В условиях кризиса потребление недорогих продуктов питания традиционно возрастает, поэтому аналитики предупреждают, что это краткосрочная тенденция и по мере стабилизации ситуации темпы роста спроса на макароны будут снижаться. Однако даже в самом худшем сценарии развития событий падения объема рынка не ожидается.

Динамика выручки основных производителей макаронных изделий в 2007–2018 гг.

В целом выручка всех крупных производителей стабильно росла на протяжении всего изучаемого периода. Небольшое замедление темпов или незначительное снижение наблюдалось лишь в периоды острой фазы кризисов, преимущественно в 2008-2009 гг.

-2

В основном этот тренд объясняется ростом потребления продукции низкого ценового сегмента (макароны категории B из хлебопекарной муки).

В условиях кризиса и самоизоляции 2020 года макароны для многих людей заменили более дорогие виды гарнира, поэтому объемы их продаж также существенно выросли. Свою роль сыграл и ажиотажный спрос, возникший в середине марта, когда некоторые виды популярных продуктов питания временно исчезли с полок большинства магазинов.

Основные тенденции развития рынка макаронных изделий

В настоящее время формирование рынка происходит под действием разнонаправленных факторов и тенденций:

  • Рост потребления макаронных изделий в условиях снижения доходов населения. В 2019 г. среднедушевое потребление составило 9,9 кг против 7,8 кг в 2015 году (рост 27%). Макаронные изделия относятся к товарам первой необходимости, однако затягивание кризиса и дальнейшее падение покупательной способности потребителей может привести к тому, что они будут сокращать свои расходы, в том числе и за счет экономии на продуктах питания.
  • Увеличение спроса на макароны из твердых сортов пшеницы. Доля макаронных изделий группы А в общем объеме потребления за последние 10 лет выросла в 1,5 раза (с 30 до 45%). Росту их популярности способствовало позиционирование макарон из твердых сортов как одного из продуктов для здорового питания.
  • Обострение конкуренции и появление новых ниш на рынке макаронных изделий. Отрасль характеризуется высоким уровнем конкуренции, которая будет расти и далее за счет теневого сектора, традиционно активизирующегося в период кризисов, а также из-за открытия новых производств крупными игроками. Загрузка производственных мощностей на начало 2020 года оценивалась в 60–70%. В связи с этим производители активно реагируют на появление спроса в новых сегментах, в частности на изделия без глютена, из цельнозерновой муки, мультизлаковых макарон, а также продукцию для азиатской кухни.
  • Рост цен на сырье. В 2019 году мука, затраты на которую в себестоимости производства макарон составляют до 80%, подорожала на 50%. В 2020 году рост цен продолжился из-за снижения курса рубля и увеличения привлекательности экспортных поставок зерна по сравнению с отгрузками на внутреннем рынке.
  • Рост популярности готовых блюд из макаронных изделий, особенно в крупных городах, из-за возрастающего темпа жизни. Наиболее популярны блюда кухни других стран (итальянская, азиатская и т. д.).

Прогноз развития рынка на 2020–2022 гг.

подробнее на MegaResearch.ru