Найти тему
Российское фото

Когда фотограф смог оживить скульптуры: 12 невероятных работ

Никита Эрфен — фотограф-самоучка, эмигрировавший 20 лет назад из России в знаменитый своей эстетикой Париж. Уже много лет Никита работает в Лувре. По словам фотографа, именно Лувр подтолкнул его к фотографии, ведь его первыми моделями были статуи из коллекций музея.

«Я не учился фотографии как искусству и не уверен, что это стоит того. Хороший преподаватель может раскрыть талант ученика, слабый ученик целиком поддастся влиянию учителя. У меня не было первых, и я хотел избежать вторых. В итоге моей первой и ранней художественной школой была античная культура и коллекции Лувра: свет, композиция, краски, цвет, техника... Все это я видел в произведениях коллекции музея. А мое воображение делало все остальное», — делится фотограф с журналом «Российское фото».

-2

Что побудило Эрфена взять камеру? Он шел окольными путями — в начале были картины великих живописцев: «Я смотрел на картины, „фотографировал“ эмоциональную напряженность в выражении лиц воинов, сражающихся при Ангиари, движение толпы у Учелло, игру света и теней у сидящего в полутемной пещере Сфинкса и пришедшего к нему Эдипа. Посмотрите на Иоанна Крестителя работы да Винчи — и вы поймете, как передать душу модели. Этот принцип работает для всех моих фотографий и сейчас».

-3

Так появились две первые серии Эрфена под названием «Ожившие взгляды» и «Фантомы», которые состоят из черно-белых снимков экспонатов самых больших и знаменитых музеев мира. Здесь мы видим цифровые и пленочные фотографии персонажей античной мифологии, но уже в ином контексте. Нет больше мифов, теперь только настоящая человеческая сущность — экспрессия чувств и эмоций.

-4

Никита Эрфен — о серии Regards Ranimés (пер. «Ожившие взгляды»)

Как показать жизнь, заключенную в камне? Как почувствовать взгляд Афродиты или поймать ускользающую улыбку юного Аполлона? Как выразить их окаменевшие чувства, как отследить метаморфозы, происходящие с ними, когда на их мраморную кожу падают свежерожденные лучи нового солнца или оседают в мраморных складках наступающие сумерки? Как передать то движение, которое открывается нашему глазу, когда мы пристально смотрим на эти скульптуры?

-5

«Ожившие взгляды» — это серия фотографий, представляющих шедевры скульптурного искусства, от классической древности до неоклассических статуй XIX века, находящиеся в коллекциях крупнейших музеев мира — Лувра, Эрмитажа, Ватикана...

-6

Ими восторгались. И, юные, они застыли в вечной, неподвижной, безжизненной позе. Отданные во власть природы, их великолепие померкло, оставленные людьми, о них забыли, многие исчезли навсегда. Но даже заброшенные, поврежденные, погребенные в земле, они выжили. И наш взгляд снова остановился на них, открывая вновь эту нежную улыбку на лице эфеба и живые локоны уснувшей в своих мечтах красивой незнакомки.

-7

Изменить первоначальный замысел, чтобы дать скульптуре новое рождение. Оживить ее, чтобы статуя уступила место модели, пробудить ее жизненную силу, чтобы вернуть ей ее собственное существование. Окутать светом, лаской и вернуть к жизни холодный взгляд, чтобы высвободить застывшие воспоминания.

-8

Атмосферные эффекты создают иллюзию движения, наполняя его энергией жизни. Игрой светотени заставить мрамор снова стать плотью, чтобы исчезло видимое, выразить психологию его души и дать ему новое выражение. Обнаруживая истинное лицо модели, мы создаем ей новую маску: одна загадка разгадана, но ее тут же сменяет другая. И истинное ли это ее лицо или маска, мы видим новое произведение, их связь сохраняется. Более анонимные, чем сам скульптор, ожившие модели заставляют нас забыть о своем бестелесном характере.

-9

«Ожившие взгляды» — это синтез между древней иконографией, идеями Ренессанса, барочной постановкой и новыми цифровыми технологиями, с помощью которых я имитирую леонардовское сфумато, тем самым создавая ошеломляющую глубину скульптурных изображений в двухмерном пространстве. Этот процесс позволяет мне выйти за рамки фотографического реализма и добавляет скульптурам новое изобразительное измерение.

Создавая эти странные и порой тревожные изображения, я стремлюсь вызвать чувство дублирования, вырвать наружу двойное alter ego не только самих скульптур, но и некогда существовавших мужчин и женщин, послуживших моделями для их создателей.

Мои фотографии — это не поиск идеальной красоты. Я погружаю зрителя в обновленную близость с этими произведениями. Так я создаю новые произведения искусства.

-10

О серии Fantômes

Фотопленка, равно как и мрамор или бронза, существует физически. И так же, как эти два материала, дает безграничную свободу для творчества. Для создания эффекта присутствия на пленке я сознательно изменил один из этапов процесса проявки: суть его в том, чтобы изображение на пленке продолжало «проявляться». Вместо «правильного» изображения статуи на пленке появляется ее фантомный двойник.

-11

Я никогда не использую одну и ту же схему для проявки пленок — у каждой статуи свой свет, своя жизнь, и одна и та же скульптура, сфотографированная 36 раз, будет иметь особый визуальный эффект, только ей свойственный визуальный рисунок. Требуется не одна пленка, чтобы создать одного настоящего двойника.

-12

Эта «фантомность» — физическая, изобразительная и временная — в характере самих изображений, она и есть цель их существования. И поскольку химический процесс проявки пленки не остановлен, незафиксированные или недофиксированные, полученные гибридные изображения постепенно исчезают. Они, как и человеческая жизнь, имеют временные границы — вместе с ними исчезает также и пленка.

-13

Из-за особенности изменений химического процесса проявки только ее сканирование позволяет получить видимое, реальное изображение. И в этом очередная особенность этой серии: цифровая фотография, являющаяся по своей сути экранной, не имеющей физического обоснования, становится единственным свидетелем жизни фантомного изображения. В то время как само изображение на пленке будет постепенно исчезать, ее цифровой отпечаток, этот фантомный двойник, остается единственно реальным.