Никита Эрфен — фотограф-самоучка, эмигрировавший 20 лет назад из России в знаменитый своей эстетикой Париж. Уже много лет Никита работает в Лувре. По словам фотографа, именно Лувр подтолкнул его к фотографии, ведь его первыми моделями были статуи из коллекций музея.
«Я не учился фотографии как искусству и не уверен, что это стоит того. Хороший преподаватель может раскрыть талант ученика, слабый ученик целиком поддастся влиянию учителя. У меня не было первых, и я хотел избежать вторых. В итоге моей первой и ранней художественной школой была античная культура и коллекции Лувра: свет, композиция, краски, цвет, техника... Все это я видел в произведениях коллекции музея. А мое воображение делало все остальное», — делится фотограф с журналом «Российское фото».
Что побудило Эрфена взять камеру? Он шел окольными путями — в начале были картины великих живописцев: «Я смотрел на картины, „фотографировал“ эмоциональную напряженность в выражении лиц воинов, сражающихся при Ангиари, движение толпы у Учелло, игру света и теней у сидящего в полутемной пещере Сфинкса и пришедшего к нему Эдипа. Посмотрите на Иоанна Крестителя работы да Винчи — и вы поймете, как передать душу модели. Этот принцип работает для всех моих фотографий и сейчас».
Так появились две первые серии Эрфена под названием «Ожившие взгляды» и «Фантомы», которые состоят из черно-белых снимков экспонатов самых больших и знаменитых музеев мира. Здесь мы видим цифровые и пленочные фотографии персонажей античной мифологии, но уже в ином контексте. Нет больше мифов, теперь только настоящая человеческая сущность — экспрессия чувств и эмоций.
Никита Эрфен — о серии Regards Ranimés (пер. «Ожившие взгляды»)
Как показать жизнь, заключенную в камне? Как почувствовать взгляд Афродиты или поймать ускользающую улыбку юного Аполлона? Как выразить их окаменевшие чувства, как отследить метаморфозы, происходящие с ними, когда на их мраморную кожу падают свежерожденные лучи нового солнца или оседают в мраморных складках наступающие сумерки? Как передать то движение, которое открывается нашему глазу, когда мы пристально смотрим на эти скульптуры?
«Ожившие взгляды» — это серия фотографий, представляющих шедевры скульптурного искусства, от классической древности до неоклассических статуй XIX века, находящиеся в коллекциях крупнейших музеев мира — Лувра, Эрмитажа, Ватикана...
Ими восторгались. И, юные, они застыли в вечной, неподвижной, безжизненной позе. Отданные во власть природы, их великолепие померкло, оставленные людьми, о них забыли, многие исчезли навсегда. Но даже заброшенные, поврежденные, погребенные в земле, они выжили. И наш взгляд снова остановился на них, открывая вновь эту нежную улыбку на лице эфеба и живые локоны уснувшей в своих мечтах красивой незнакомки.
Изменить первоначальный замысел, чтобы дать скульптуре новое рождение. Оживить ее, чтобы статуя уступила место модели, пробудить ее жизненную силу, чтобы вернуть ей ее собственное существование. Окутать светом, лаской и вернуть к жизни холодный взгляд, чтобы высвободить застывшие воспоминания.
Атмосферные эффекты создают иллюзию движения, наполняя его энергией жизни. Игрой светотени заставить мрамор снова стать плотью, чтобы исчезло видимое, выразить психологию его души и дать ему новое выражение. Обнаруживая истинное лицо модели, мы создаем ей новую маску: одна загадка разгадана, но ее тут же сменяет другая. И истинное ли это ее лицо или маска, мы видим новое произведение, их связь сохраняется. Более анонимные, чем сам скульптор, ожившие модели заставляют нас забыть о своем бестелесном характере.
«Ожившие взгляды» — это синтез между древней иконографией, идеями Ренессанса, барочной постановкой и новыми цифровыми технологиями, с помощью которых я имитирую леонардовское сфумато, тем самым создавая ошеломляющую глубину скульптурных изображений в двухмерном пространстве. Этот процесс позволяет мне выйти за рамки фотографического реализма и добавляет скульптурам новое изобразительное измерение.
Создавая эти странные и порой тревожные изображения, я стремлюсь вызвать чувство дублирования, вырвать наружу двойное alter ego не только самих скульптур, но и некогда существовавших мужчин и женщин, послуживших моделями для их создателей.
Мои фотографии — это не поиск идеальной красоты. Я погружаю зрителя в обновленную близость с этими произведениями. Так я создаю новые произведения искусства.
О серии Fantômes
Фотопленка, равно как и мрамор или бронза, существует физически. И так же, как эти два материала, дает безграничную свободу для творчества. Для создания эффекта присутствия на пленке я сознательно изменил один из этапов процесса проявки: суть его в том, чтобы изображение на пленке продолжало «проявляться». Вместо «правильного» изображения статуи на пленке появляется ее фантомный двойник.
Я никогда не использую одну и ту же схему для проявки пленок — у каждой статуи свой свет, своя жизнь, и одна и та же скульптура, сфотографированная 36 раз, будет иметь особый визуальный эффект, только ей свойственный визуальный рисунок. Требуется не одна пленка, чтобы создать одного настоящего двойника.
Эта «фантомность» — физическая, изобразительная и временная — в характере самих изображений, она и есть цель их существования. И поскольку химический процесс проявки пленки не остановлен, незафиксированные или недофиксированные, полученные гибридные изображения постепенно исчезают. Они, как и человеческая жизнь, имеют временные границы — вместе с ними исчезает также и пленка.
Из-за особенности изменений химического процесса проявки только ее сканирование позволяет получить видимое, реальное изображение. И в этом очередная особенность этой серии: цифровая фотография, являющаяся по своей сути экранной, не имеющей физического обоснования, становится единственным свидетелем жизни фантомного изображения. В то время как само изображение на пленке будет постепенно исчезать, ее цифровой отпечаток, этот фантомный двойник, остается единственно реальным.