Функция сбора налогов всегда являлась одной из основ - правом государства. Но за правом стоит и ответственность. Вот эту ответственность государство и прячет от граждан.
Сразу скажу, что на данные мысли меня натолкнуло высказывание Дмитрия Потапенко о том, что ничего не изменится, пока граждане не станут: во-первых - избирателями, а во-вторых - налогоплательщиками.
И тут в моей голове сложился паззл.
Уже давно меня раздражала ситуация, что проблема оплаты налогов за физических лиц (работников, потребителей, вкладчиков и т.п.) переложена на бизнес.
По сути этим государство «свалило» свои фискальные обязанности на наименее защищенный субъект (как это ни покажется кому-то странным, именно наименее защищенный, если не сказать, что вообще беззащитный) - бизнес, обязав его выступать налоговым агентом физического лица, т.е. де-юре и де-факто налоги за физическое лицо платит юридическое лицо (работодатель, юридическое лицо - продавец товара или услуги, банк и т.п.). Самостоятельно физическое лицо платит налоги, только если является продавцом такому же физическому лицу.
Как у бизнесмена, у меня постоянно имелся внутренний протест «Почему я должен нести: «А» - обязанность и расходы по администрированию данных налогов и «Б» - ответственность, вплоть до уголовной, за их уплату?». Почему?! Это не мои налоги!
Расскажу «секрет» для граждан. Фонд оплаты труда (ФОТ), заложенный в бизнес-модель, является практически постоянной величиной. Пусть это будет 50 тысяч рублей на человека, с коллективом в 20 человек получаем миллион рублей расходов на оплату труда в месяц. Данная сумма заложена в расходы и, соответственно, в цену конечного продукта (товара или услуги). Т.е. я готов и могу выделить на оплату одного сотрудника 50 тыс. руб. из получаемой выручки. А теперь начинаются «метания» бизнеса, как соблюсти баланс между желанием дать людям больше денег и в то же время выполнить (непонятно, почему возложенные на бизнес) обязанности по уплате налогов и взносов с физических лиц. Вы спросите - в чем же «метания»? А вот в чем – у нас есть сумма в 50 тыс. руб. и их можно:
1. В-черную – отдать все работнику (50 тыс. руб.), без всяких бумаг, без оформления и, соответственно, ничего не платить в казну. Но тогда бизнесмен – преступник.
2. В-белую – заплатить все необходимые налоги и сборы, а остаток отдать работнику (это получается примерно 33,5 тыс. руб. на руки).
3. В-серую – это некий «внутренний психологический баланс» - заплатить с МРОТ налоги и сборы, а остальное отдать работнику (при МРОТ в 20 тыс. руб. на руки получается примерно 40 тыс. руб.).
Разница, как видите, существенная, но таковой она является только для работника, для бизнеса сумма осталась неизменна. Но зачем эти терзания мне и любому другому бизнесмену, я никогда не понимал. Для бизнеса это уже не его деньги, а работника, по «внутренним ощущениям» их уже не существует, мысленно я их уже отдал, заложив в цену продукта (товара или услуги) наравне с другими расходами.
Кто-то может сказать, что можно взять и поднять размер ФОТ с учетом того, чтобы и работник получил 50 тыс. руб. и государству его 24,7 тыс. руб. отдать. Но нет, не получится! Как уже писалось выше, это скажется на цене конечного продукта, она тогда также может увеличится на те же 30-40%, если это, допустим, сфера услуг, где затраты на ФОТ составляют значительную часть расходов. И как вы думаете, будет ли бизнес конкурентоспособен с ценой на треть дороже чем у других? Конечно же нет. Дальше мне конечно же скажут, что если весь бизнес перейдет в белую, то и цены на продукт выровняются. Но мало кто понимает, что тогда цена на ВСЕ товары и услуги вырастет и даже трудно сказать на сколько, т.к. рост будет происходить по всей цепочке «доставки» товара до потребителя, а в ней еще куча других налогов. И что получаем в итоге? А выходит, что получать мы станем 50 тыс. руб., а купить на это сможем меньше, чем раньше на зарплату в 35 тыс. руб. Вот как-то так.
Но да ладно, это был теоретический отскок в сторону для «борцов за правду». Статья в общем о другом. Всегда в своих размышлениях я думал, что государству просто не хочется тратить ресурсы и заморачиваться с администрированием налогов и сборов ФОТ, и оно свалило эти функции на бизнес, т.к. его легче контролировать, нежели 70 миллионов трудоспособных граждан.
Но на деле это лишь вершина айсберга. Внизу, под водой, находится совсем другая идея. Идея заключается в том, что граждане «морально» эти налоги не платят, т.е. морально граждане ничего не отдали государству, чтобы с него что-то требовать (хотя по факту это не так). Это чистая психология с юридическим обоснованием и фактическим выполнением. Я не один раз встречался с ситуацией, что граждане абсолютно не понимают структуру налогов, а должны бы, так как это всё - только их деньги!
А теперь давайте представим ситуацию, что граждане начали платить эти налоги сами. И вот они получили свою зарплату в 50 тыс. руб. и садятся, как, допустим, с квитанциями за коммуналку, платить свои налоги государству и вот, что они заплатят:
13% НДФЛ – 6,5 тыс. руб.;
22% в Пенсионный фонд – 11 тыс. руб.;
5,1% на медицину – 2,5 тыс. руб.;
2,9% в соцстрах – 1,5 тыс. руб.
Итого – 21,5 тыс. руб. из заработанных он отдаст государству, а остальные 28,5 тыс. руб. оставит себе на жизнь. А теперь переложите эти цифры на 12 месяцев и вы получите вполне существенные суммы. И, соответственно, отдавая такие деньги государству граждане начнут требовать конкретики с этого государства. Сразу же возникли бы и вопросы про поддержку в кризис, и тогда народ бы уже не просил и ждал с надеждой, а требовал бы эту поддержку. У граждан было бы понимание, что когда он пришел, например, в поликлинику, то он получает не «бесплатные» услуги из разряда «итак сойдет», а за эти услуги он платит 30 тыс. руб. за год. Также гражданин будет знать, сколько он конкретно перевел в Пенсионный фонд, для текущего примера за 45 лет это получается почти 6 миллионов на безбедную старость, а не те копейки, что у нас дают пенсионерам и индексируют потом на 100 руб. раз в год. Вот тогда бы граждане стали требовать своих благ с государства, они бы понимали, что работу той же полиции оплатили именно они своими налогами, а не кто-то другой. Но разве нашему государству это нужно? Конечно же нет. Это не выгодно государству с точки зрения управляемости народом, поэтому система построена так, чтобы убивать двух зайцев: граждане не знают, что они оплачивают жизнь государства, а бизнес находится под «прессом» угрозы штрафов и уголовной ответственности за возможные нарушения при администрировании этих налогов. Бонусом они (государство) очень удачно «подставляют» бизнес под недовольство граждан, делая из них «козлов отпущения», утверждая «Это не мы, это все они. Мы-то (государство) хотим помогать народу, но не можем, т.к. они - бизнес (сволочи такие) не платят нам налоги, а так мы-то всегда! Вот если бы у всех была белая зарплата, то тогда бы да, а так – нет…». Чушь полная.
Но, как я уже объяснил, бизнесу глубоко фиолетово, для него сумма 50 тыс. руб., которая заложена как цена оплаты труда одного сотрудника, остается неизменной. Разница между белыми-серыми-черными так называемыми схемами лишь в том, сколько в результате получает работник. И все. А все остальное – это манипулирование цифрами и сознанием со стороны государства.
Кстати, с остальными налогами, по сути, то же самое. Граждане просто не осознают, что абсолютно все налоги, сборы, акцизы, лицензии и пр. заложены в цену приобретаемого ими продукта (товара или услуги). Возьмем тот же бензин. Все сокрушаются, что цены на нефть упали, а цены на бензин – нет. Но мало кто понимает, что цена нефти в цене бензина примерно 8%, а остальное - это затраты на его переработку, работу АЗС и львиная доля - это налоги и акцизы. Вот и получается, что при цене бензина в 46 рублей за литр, цена нефти в нем всего 3,2 рубля. То есть, если цена нефти рухнула вдвое, то, соответственно, цена бензина должна уменьшиться максимум на 1,6 рубля, а не 23. А налогов в цене бензина аж 32,6 руб. (71%). И эти налоги платит де-факто гражданин, покупая бензин. Кроме того, цена бензина заложена в цену транспортировки, цена транспортировки заложена в цену конечного товара в магазине, равно как и другие налоги, которые заплатили поставщики, производители, транспортники и другие, пока товар дошел до полки и чтобы вы его купили, и все они доблестно заложены в ту цену, что вы заплатите за товар в магазине. Вот и получается, что конечный плательщик налога в бюджет государства - это обыкновенный гражданин, и гражданин содержит государство, а не оно «помогает» ему. Так что знайте, что у государства нет других средств формирования бюджета, кроме как налоги с граждан и бизнеса. Теоретически государство еще должно получать прибыль от своего участия в госкорпорациях, но по факту я лично только и слышу про дотации этим корпорациям. А зачем дотировать то, что и так приносит прибыль? Соответственно прибыли нет. Тому же Сберу и ВЭБ, с какого-то перепуга, «простили» долг в 500 млрд. руб. Почему? У меня нет ответа. Так что, просыпайтесь, протирайте глаза и начинайте думать головой, а не тухесом, как говорят в Одессе..
Вывод: граждане должны понимать, что государство им обязано помогать, т.к. бюджет государства - это деньги этих граждан; государственная машина живет лишь на те деньги, что получила от граждан и бизнеса; граждане являются работодателями госслужащих, а не госслужащие властителями граждан. И еще, когда вам захочется посмаковать над неудачами бизнесмена из разряда «так ему и надо», плюнуть ему в спину со словами «кровопийца», то понимайте, что во-первых он дает работу людям, а также предоставляет потребителям какую-то работу или услугу, т.е. его деятельность социально полезна, но при этом очень неблагодарна ввиду выше описанной ответственности вплоть до уголовной, а, во-вторых у бизнесмена есть определенная сумма, которую он может заплатить персоналу, и ему лично все-равно, как она распределится, вы можете прийти и попросить платить все в белую, но, боюсь, итоговая сумма лично вам мало понравится.