Синтез современной структуры денежного обращения
Итак, денежное обращение содержит огромные резервы. Именно умение их использовать отличает развитую страну от нищей. Наша нищета определяется плохой структурированностью системы денежного обращения, способной обращать лишь 8% реального ВВП, вместо 95-120%, свойственных развитым странам. Следовательно, необходимым и главным условием начала экономического подъема является реформа системы денежного обращения.
Выход из ситуации очевиден. Это - синтез современной структуры денежного обращения, которая позволит добиться скорейшего экономического расцвета. Причем затраты на финансовую реформу нужны минимальные.
Результатом создания эффективной структуры денежного обращения будет рост денежной массы за несколько лет с 10% до 110% ВВП. Этот рост будет безинфляционен, то есть в сфере денежного обращения будет создана добавленная стоимость, равная примерно 100% годового ВВП. Уже в первый год чистая прибыль от финансовой реформы в масштабах страны может составить порядка 900 трлн. рублей (объем вытесненных неплатежей).
Появление такого источника финансирования бюджета позволит отказаться на несколько лет от налогов, что резко улучшит экономическую конъюнктуру. Направив эти средства на рост зарплат примерно в полтора раза, а также на восстановление нормального финансирования НИОКР и военных закупок, можно вызвать в стране резкий рост платежеспособного спроса, который сделает российский внутренний рынок самым доходным и привлекательным для инвестиций - как отечественных, так и иностранных. Останутся в бюджете огромные средства и на госинвестиции, которые следует направить на внедрение новейшей техники. В результате начнется бурный рост экономики, уже через три года будет превзойден доперестречный уровень жизни и производства, но на новой структурной основе, обеспечивающей дальнейший рост.
Таково оптимальное в нынешней ситуации решение проблемы финансирования, упорно предлагаемое нами с 1991 года и столь же упорно отвергаемое. Другого все равно не будет. Речь идет лишь о том, раньше или позже придется обратиться к нашим рецептам. Когда денег не хватит на содержание армии? или органов МВД? или аппарата президента?
Первый этап реформы
Как же провести реформу? Как начать структурирование?
У власти в России сегодня есть для этого только два рычага - инструкции Центробанка и бюджет, налоговое законодательство. Посмотрим как их можно применить на практике.
На первом этапе реформ необходимо поднять конъюнктуру рынка, ослабить налоговый гнет, найти источники для финансирования не только расходов бюджета, но и инвестиционных программ.
Все эти противоречивые на первый взгляд требования удовлетворить можно. Деньги может дать проведение первого этапа предлагаемой нами финансовой реформы. Этот этап почти не требует серьезных организационных и структурных затрат. Он затронет только один круг денежного обращения - взаиморасчеты предприятий. Нормализация ситуации здесь даст немедленный эффект.
Восстановить статическое равновесие в этом круге уже невозможно (см первую часть статьи). Значит, надо найти динамическое равновесие.
Что же мы предлагаем?
1. Четко определить понятие "Фонда производственных оборотных средств" (ФПОС) и расписать порядок его расходования. Короче, эти деньги могут идти только на взаиморасчеты между предприятиями, не могут проедаться, идти на зарплату и социальные выплаты и т.п.
2. Установить норматив отчислений части добавленной стоимости, произведенной предприятием, его доходов, в этот ФПОС. Норматив должен быть добровольным, но его выполнение должно влечь льготу - освобождение от 100% НДС и налога на прибыль и даже от их исчисления. До тех пор пока норматив выполняется.
Понятно, что связывание части денег предприятия в ФПОС и ограничение на их использование - вещь неприятная. При обычных условиях все директора на этот закон наплюют или найдут способы легального обхода. Но если выполнения норматива будет добровольным и влечь льготу в размере 100% страшных гайдаровских налогов - дело другое. В распоряжении предприятия оставляют такие деньги, всего-то навсего несколько ограничивая их использование! Очевидно, этой льготой предпочтут воспользоваться 100% предприятий.
Выполнение норматива будет означать запуск процесса откачки денег из других кругов обращения в круг взаиморасчетов предприятий. Естественно, обернувшись там один-полтора раза, этот рубль будет возвращаться на потребительский рынок (так как поставщик зачисляет в свой ФПОС только определенную нормативом часть полученной суммы). Но это будет компенсироваться откачкой в этот круг средств с потребительского рынка. Так установится динамическое равновесие.
Рубль, как более привлекательное платежное средство, чем неплатежи, будет очень быстро вытеснять их. Фактически сразу же, как в ФПОСах появятся деньги, партнеры откажут в поставках за неплатежи. Произойдет ремиссия неплатежей.
Процесс постепенного перехода к динамическому равновесию займет три-шесть кварталов. За этот срок с потребительского рынка и из других кругов ФПОСы как гигантский пылесос высосут 900 триллионов, которые заместят вытесняемые неплатежи. Чтобы поддержать равновесие, за тот же срок надо эмитировать в эти круги обращения эти самые 900 триллионов. Понятно, что от такой эмиссии объем денежной массы в этих кругах не возрастет, а значит инфляции не будет. Доход от эмиссии этих 900 триллионов будет чистым доходом казны.
Безналоговое финансирование бюджета
Но ведь 900 триллионов - это в три раза больше, чем планирует собрать своими драконовскими налогами Черномырдин! Отказываясь от НДС и налога на прибыль в форме льготы, стимулирующей создание ФПОСов, мы втрое увеличиваем доходы бюджета. Заодно можно отказаться и от всех налогов с населения, исчисление и сбор которых уже обходятся дороже их размеров.
Итак, три года мы можем жить только засчет добавленной стоимости, создаваемой при нормализации денежного обращения и таможенных сборов. Только засчет одной, самой первой меры на этом пути! Другие меры также дадут доход, который позволит еще на несколько лет продлить оффшорный режим. Кроме того, и после возвращения к налогам, их тяжесть при налаженном денежном обращении не будет идти ни в какое сравнение с нынешней. Времена Гайдара и Черномырдина будут вспоминаться как кошмарный сон.
Государству, конечно, придется с грустью расстаться с расплодившейся за годы реформ армией налоговых инспекторов и налоговых моно- и полицейских. Социальные последствия такого шага столь серьезны, что вся эта армия может заблокировать (и уже сегодня блокирует) процесс нормализации денежного обращения. Очевидно, надо предусмотреть отступного и за счет возросших доходов бюджета предусмотреть специальный фонд на возмещение указанным лицам всего объема их зарплат и взяток, а также на создание для них синекур.
Ликвидация налоговых органов в той форме, в какой они есть сегодня, будет устранением одного из важнейших препятствий на пути развития предпринимательства и привлечения капиталов. В дальнейшем эти органы тоже в такой форме и объеме не понадобятся, так как новое законодательство о финансовой дисциплине позволит ввести безакцептную форму налогообложения, резко сократить номенклатуру налогов, облегчить процедуру их исчисления, исключить спорные ситуации, порождающие коррупцию.
Новая концепция бюджетных расходов
Новая концепция бюджетных расходов прямо противоположна концепции "жесткой экономии". Предпосылкой для этого является появление достаточных финансовых ресурсов в бюджете.
Важно не только, где взять деньги для финансирования бюджета. Важно их эффективно потратить. Для этого место черномырдинского принципа "жесткой экономии" должны занять три принципа бюджета расширенного воспроизводства:
1. Стимулирование спроса через реальное повышение уровня жизни.
2. Проведение активной инновационно-инвестиционной и структурной политики.
3. Превращение федеральных инвестиций в основной инструмент строительства современной рыночной экономики.
Для развития нормальной, ориентированной на покупателя экономики нужен платежеспособный спрос как со стороны населения, так и со стороны государства - основных конечных потребителей. Для государства его обеспечивает бюджет, для потребителя - зарплвты и социальные выплаты. Поэтому предлагаемая нами концепция экономических реформ содержит механизм реального повышения уровня жизни в стране.
После трагичного падения в три с половиной раза в 1992 году уровень в жизни в России реально не повышается. Происходит только процесс перераспределения доходов, при котором узкий круг социальных групп восстанавливает и изредка превышает догайдаровский уровень жизни за счет обнищания работников бюджетных сфер и крупной промышленности.
Поэтому мы предлагаем в первый же год серьезно увеличить (примерно в полтора раза в реальном исчислении по сравнению с 1996 годом) реальные доходы работников бюджетных сфер. Кроме того, увеличение госзаказа и инвестиционной активности государства приведет к росту реальных доходов работников промышленности и строительства.
В этих условиях резко возрастет платежеспособный спрос населения. Та его часть, которая будет направлена на приобретение дорогих импортных товаров, будет стимулировать импорт и возвращаться в доход государства через механизм импортных пошлин. В то же время большая его часть будет направлена на приобретение товаров отечественных производителей, что повлечет расширение производства товаров народного потребления путем задействования простаивающих мощностей и реальной конверсии.
Таким образом, будет обеспечено реальное и существенное расширение внутреннего рынка России.
Федеральные расходы на НИОКР должны составить не менее 2% ВВП. Источники средств для этого описаны выше. Этот объем финансирования позволит начать процесс восстановления научного потенциала России.
Инвестиции
Основой индустриальной политики станет ориентация на массированную инновационную деятельность.
Факт уничтожения прежнего научно-промышленного потенциала СССР за 1992-1996 годы, являясь несомненно прискорбным, открывает тем не менее весьма радужные перспективы. Это связано с тем, что устоявшаяся промышленная система, вообще говоря, слабо восприимчива к инновациям и в связи с этим начинает проигрывать в конкурентной борьбе менее устоявшимся. В этом причина серьезного технологического отставания СССР в 70е-80е годы, технического отставания США в 80е-90е годы, технического отставания Великобритании после первой мировой войны и т.п.
Разрушение технологического потенциала нашей страны дает нам возможность ставить задачу не столько его восстановления, сколько строительства принципиально нового, на новой технологической основе. Такая постановка задачи позволяет при формировании этого нового научно-промышленного потенциала использовать все фундаментальные результаты, открытия, изобретения, технологии последних десятилетий. Интегральное использование всей суммы инноваций позволит создать принципиально новую производственную систему.
В частности, по экспертным оценкам, строительство к 2000 году такой научно-промышленной системы в национальном масштабе вне зависимости от форм собственности и организации присвоения приведет к удешевлению основных фондов в промышленности в целом в 6-9 (!) раз. Это позволит преодолеть довлеющую над мировой экономикой с конца 70х годов тенденцию коллапса прибылей.
Поэтому надо предусмотреть в бюджете большое количество федеральных инновационно-инвестиционных программ в области промышленности, транспорта и связи. Основной целью их реализации должен быть принципиально новый уровень отечественной техники.
В общей сложности федеральные инвестиции могут составить в первый же год 23-25 миллиардов брежневских рублей (270-300 трлн. руб. в нынешних ценах). Большие объемы федеральных инвестиций страна освоить пока не в состоянии.
Такие масштабы государственного инвестиционного процесса в сочетании с протекционизмом, оффшорной зоной и стимулированием спроса повлекут рост местных, частных и иностранных инвестиций. Общий объем инвестиций по самым скромным оценкам составит в этом случае не менее 800 триллионов рублей за год (в ценах конца 1996 года).
Кому выгодна и невыгодна финансовая реформа?
Итак, выход из ситуации есть и он может быть реализован уже сегодня. Кто от этого выиграет и кто проиграет?
Выиграют те, кто живет с внутреннего рынка.
Выиграют те, кто получает зарплату из бюджета. Они будут получать зарплату в срок, да и сама зарплата будет существенно выше.
Выиграют российские производители - расширится платежеспособный спрос на их продукцию.
Выиграют российские коммерсанты. Вырастут обороты, поднимется конъюнктура. Прибыль вырастет в несколько раз.
Выиграют банкиры. В несколько раз расширится денежная масса, финансовые оброты. Вырастут их доходы. Прекратится перманентный банковский кризис и вечная опасность банкротства, делающая их рабами начальства.
Выиграет культура. У коммерсантов, банкиров и в бюджете появятся деньги на затратные культурные и социальные проекты.
Выиграет страна, появятся деньги на обеспечение ее безопасности.
Выиграют военные. Им не придется голодать, улучшаться условия службы и ситуация с жильем.
Выиграют воры. Будет, что воровать.
Выиграют спецслужбы. Вырастут все источники их финансирования.
А кто же проиграет?
Те, кто не зависит от конъюнктуры внутреннего рынка и живет засчет операций на внешнем. Их доходы от улучшения ситуации внутри страны не вырастут. Вырастут доходы их внутренних конкурентов. А значит - вырастет их экономическая активность и сила в борьбе за власть. Если экономическая ситуация в стране начнет улучшаться, компрадоры рискуют потерять все. Поэтому они и осуществляют политику угнетения внутренней конъюнктуры.
Таким образом, кризис в стране сегодня имеет прежде всего субъективно-политические причины. Как только они исчезнут, возникнут условия для немедленного улучщения конъюнктуры и финансовой ситуации, для бурного экономического роста и повышения уровня жизни.