Акции на американской бирже все больше напоминают забор моего соседа по даче.
Рынок трещит под напором двух сил. С одной стороны наступает коронавирус, а точнее его экономические симптомы — остановка заводов, прекращение поставок, закрытие магазинов, безработица. С другой — Федеральная Резервная Система США — аналог нашего Центробанка. Машинка ФРС не останавливается, денно и нощно печатает доллары.
Доллары ФРС предоставляет инвесторам. Либо в долг под залог ценных бумаг под близкий к нулю процент, либо выкупает у них свои же долги — облигации. Денег в экономике становится больше. И основная их часть попадает обратно на биржу. Ну а деньги должны работать, так что идут они на покупку акций. Когда спрос на акции растет, цена их также повышается.
Поэтому мы видим то, что видим: экономика стагнирует, подскочила безработица, а акции после стремительного провала уже почти достигли той заоблачной высоты, с которой падали.
Почему заоблачной? Разберем на примере какой-нибудь компании, да той же Apple, знаменитого производителя iPhone.
Как вообще понять, сколько должна стоить компания? Например, сопоставив, сколько компания стоит и сколько зарабатывает. Возьмем два показателя: цену акций и выручку на одну акцию. Разделив первый на второй, получим, сколько стоит каждый доллар выручки. Если компания больше зарабатывает, она и стоить будет больше при прочих равных условиях. То есть наш показатель (он называется P/S) особо не изменится.
Что же на самом деле?
С 2016 года цена акций практически удвоилась. Выручка выросла на 20%. В 2019-м она даже упала по сравнению с предыдущим годом, но это ничуть не смутило людей, покупающих ее акции.
За каждый доллар выручки инвестор в 2019 году платил вдвое больше, чем тремя годами ранее.
Вы можете проделать это упражнение с прибылью (выручка за минусом расходов) — картинка будет такая же.
США накачивает экономику деньгами, но инфляция близка к нулю. Люди не бегут в магазины скупать туалетную бумагу. Они скупают другие бумаги — ценные. Если их еще можно так назвать, учитывая, что относительно бизнес-показателей они уже обесценились вдвое. Вся инфляция США ушла на фондовый рынок.
Но да не обманемся мы бравыми рапортами о восстановлении американского фондового рынка. Когда говорят о рынке, имеют в виду какой-нибудь индекс, например, S&P500 — он отражает изменение цен 500 крупнейших по капитализации компаний мира. Отражает и искажает. Если заглянуть под капот индекса, ничего хорошего мы там не увидим. Растут акции только пяти компаний: Facebook, Amazon, Apple, Microsoft, Google. Для них даже придумали специальную аббревиатуру: FAAMG. Остальные — падают или стагнируют.
Когда закончится банкет? Как только ФРС остановит станок. Народ начнет продавать акции, фиксируя прибыль. Цены пойдут вниз. Люди, торговавшие в кредит, начнут продавать, поскольку не смогут поддерживать нужный объем залога, вызывая новую волну распродаж. Чем ниже цены, тем больше будет продаж. Чем больше продаж, тем ниже цены. Все это мы видели в марте. Все это, уверен, ждет нас в скором времени.
Это лично моя позиция. Насколько скоро — никто вам не скажет. Мои ощущения — речь идет о месяцах или даже неделях.
Что в итоге? Стоимость компаний давно оторвалась от реальности. Цены обвалились, немного оздоровив рынок, но ФРС наводнила рынок долларами, и стоимость компаний опять приближается к заоблачному уровню. Если вы еще не успели вскочить в этот поезд — лучше выдохнуть и подождать. Положить деньги на короткий депозит. Купить короткие облигации. В конце концов, ничего не делать, особенно, если деньги лежат на ИИС — можно стрясти с государства налоговый вычет. Как говорят опытные трейдеры, кеш — это тоже позиция.
Владислав КОВАЛЕНКО
Banki.ru