Найти в Дзене
Оксана Волкина

Какие ТОП компетенций сотрудников и кандидатов наиболее востребованы сегодня у работодателей и HR

ТОП актуальных компетенций при поиске работы и рудоусройстве:
ТОП актуальных компетенций при поиске работы и рудоусройстве:

Всем, кто когда-либо сталкивался с ситуацией оценки при трудоустройстве или в процессе работы, знакомо понятие – компетенция. Термин компетенция произошел от латинского слова «competere» — подходить, соответствовать.

С точки зрения оценки кандидата на вакансию или уже действующего сотрудника, компетенция – это некий критерий, набор характеристик, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в конкретном виде деятельности.

Безусловно, требования к кандидатам различаются в зависимости от уровня позиции и ряда других факторов, но большинство работодателей ищут в кандидатах профессионализм, заинтересованность в работе и способность вносить вклад в развитие компании.

Исходя из многочисленных опросов среди руководителей, предпринимателей и HR специалистов можно выделить ТОП наиболее востребованных сегодня компетенций:

- развитые коммуникативные навыки;

- ответственность;

- вовлеченность;

- self менеджмент;

- обучаемость;

- способность работать с digital инструментами.

Большинство HR специалистов и работодателей делают сегодня акцент именно на soft skills (на гибкие навыки) при оценке и выборе кандидатов. Если человек обучаем, то научить его продукту вопрос времени, но, если он не вовлечён и не обладает другими гибкими навыками, он не будет результативен.

Рассмотрим подробнее этот список.

Развитые коммуникативные навыки - залог эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, умение слышать и слушать, умение доступно доносить информацию, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

Налаженные и понятные коммуникации, как внешние (например, с клиентами, поставщиками, партнерами компании), так и внутри организации (между отделами компании, между руководителями и линейными сотрудниками) – это основа успеха в любом направлении деятельности.

Ответственность. Одна из наиболее востребованных и желанных компетенций в большинстве Российских компаний. Ответственность - это, прежде всего, самостоятельность, готовность взять на себя определенные обязательства, соблюдение договоренностей, готовность к принятию решения, даже в ситуации неопределённости, в которой оказались многие компании из-за кризиса.

Вовлеченность. В последнее время про вовлеченность очень много говорят и пишут в HR кругах. Если говорить про уже работающих в компании сотрудников, то в теории, именно компания со своей стороны, в лице руководителей, должна создать такую атмосферу, чтобы все сотрудники работали с максимальной производительностью, были полностью «включены» в деятельность, чтобы на рабочих местах присутствовали не только их тела, но и их разум. Иными словами, чтобы сотрудники были полностью преданы и вовлечены в работу точно так же, как если бы это был их собственный бизнес. Что касается оценки вовлеченности на входе в компанию, то тут речь, про мотивацию и заинтересованность кандидата именно в данной должности в конкретной компании. Наличие не только возможностей (профессиональных, например), но и желания выполнять данную работу, личная заинтересованность, готовность прилагать усилия для выполнения рабочих задач. Согласитесь, инертное и безынициативное поведение кандидата в процессе поиска работы и трудоустройства, вряд ли привлечет интерес работодателя.

Само-менеджмент. Это довольно ёмкое понятие, куда относятся и навыки тайм менеджмента, и умение управлять своими эмоциями, и работа с мотивацией, и умение расставлять приоритеты в работе и личной жизни.

Self-менеджмент — это осознанное управление собой и своими приоритетами, а также понимание и принятие того, что многое может идти не по плану в нашей жизни. Self-менеджмент нужен и важен, если вы хотите добиваться результатов и успевать справляться с задачами на работе и дома. «Если вы не будете управлять своей жизнью, своими приоритетами и своими целями, вашей жизнью будут управлять другие люди», - эта фраза Тони Роббинса очень точно отражает суть само-менеджмента.

Обучаемость. Обучаемость становится одной из главных компетенций в современном мире. Способность быстро учиться отличает высокопотенциальных сотрудников, в которых так заинтересованы работодатели. Личностный рост и саморазвитие — то, без чего не построить успешную карьеру. Даже если вы профессионал высокого класса, куда расти и развиваться всегда есть. Кстати, высококлассные профессионалы – это как раз, те сотрудники, что стремятся расширять свои знания и внедрять их в практику. Сегодня, когда конкуренция за рабочие места растет наличие этой компетенции может сильно выручить вас и помочь стать более конкурентным на рынке труда.

Пункт про digital инструменты иногда вызывает вопросы у кандидатов. Я считаю, что современный специалист должен уметь пользоваться ими пользоваться либо иметь желание и способность обучиться (см. пункт выше про обучаемость).

Пример: недавно у нас на интервью был отличный кандидат в отдел продаж, коммуникативные навыки хорошо развиты, в продажах разбирается, но он не работал ранее с CRM и не хотел изучать этот инструмент, в итоге, ему отказали, так как в компании давно автоматизированы процессы продаж и работа в CRM необходимость. Сейчас бизнес во многих отраслях развивается и растёт в том числе и за счёт технологий, если не изучать новые подходы и не развиваться в этом направлении, есть риск остаться без работы.

А что вы думаете по поводу актуальных сегодня компетенций? Что в первую очередь хотели бы видеть в сотрудниках? Какие свои компетенции считаете нужным усиливать или развивать сейчас?