Найти тему
Ближе, чем Подруга

Первые слова ребенка:возрастное невыговаривание или отклонение?

Первые слова ребенка – огромная радость. Кто-то слышит заветные «мама» и «папа» едва малышу исполняется годик. А кому-то никак не удается разговорить своего трехлетнего озорника. Как в норме должна развиваться речь ребенка? И что делать, если любимое чадо говорит мало и непонятно?

Об этом нам подробно рассказала Елена Казанцева – логопед коррекционно-образовательного центра «Подсолнух».

- В логопедии, как и во многих других сферах, появляются исследования, результаты которых заставляют современных родителей гораздо серьезней относиться к речевым проблемам ребенка, чем еще 10 лет назад.

Так как же родителям отличить возрастное невыговаривание звуков от отклонений?

Елена Казанцева: Еще несколько лет назад у логопедов было 2 самых распространенных диагноза, которые мешали детям выговаривать звуки: дислалия и дизартрия. Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у детей с нормальным слухом и нормально работающим артикуляционным аппаратом. Но, несмотря на то, что ребенок хорошо слышит звуки и теоретически может их без проблем воспроизвести, он при этом заменят слоги, смешивает или искажает звуки в устной речи. Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны.

Так вот на сегодняшний день диагноз «дислалия» уже просто снят. Логопеды, как правило, очень быстро ставят таким деткам звуки и проблем тут быть не может. Все дети, которые сейчас действительно не выговаривают звуки – это дизартрики. И с этими детьми действительно должны работать и логопед, и невролог. И нередка медикаментозная коррекция. Сейчас именно таких детей – повальное большинство.

-2

- Что же может спровоцировать такие отклонения?

Елена Казанцева: Факторами риска может быть всё: стресс, сложная беременность или роды, гипоксия плода, неблагоприятная психологическая обстановка в семье.

Если ребенок не соблюдает режим дня. Если кто-то из родственников не выговаривает какую-то букву, у ребенка просто нет образца правильного произношения. Важно, конечно, не перегружать нервную систему. Ни для кого не секрет, что сегодня полностью неврологически здоровые дети практически не рождаются. Отсюда проблемы и с речью. Ко мне приходит ребенок, и я вижу, что он не может язык расслабить, сузить, он в постоянном тонусе. И это происходит не потому, что просто не знает, куда нужно поднять-опустить язык, а у него просто нет таких физических возможностей. Он не может. И это дизартрия.

- Означает ли это, что все дети, у которых есть логопедические проблемы, в обязательном порядке должны стоять на учете и у невролога?

Елена Казанцева: Постановлений таких, мне кажется, нет. Но любого ребенка, который приходит к нам за помощью, мы отправляем на диагностику к неврологу. В некоторых случаях приходится подключать еще и психолога, и дефектолога.

-3

- В чем главное отличие между логопедом и дефектологом? На первый взгляд, их задачи сводятся к одному и тому же.

Елена Казанцева: Обязательным этапом работы логопеда является работа над невербальной стороной речи: мимикой, жестами и движениями. С логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Дефектологи же владеют еще рядом навыков (тифлопедагогика, сурдопедагогика), которые помогают им решать нетипичные задачи. Они работают над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей. То есть логопед учит умению общаться, работая со слогами, словами, фразами и предложениями, а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке. Но дефектологов бояться не стоит. Он также направляет и развивает те процессы, которые слегка буксуют. От дефектологов выходят абсолютно нормотипичные дети и как огурчики потом идут в школу.

-4

- Помимо услуг частных логопедов, у нас почти в каждом детском саду существуют логопедические коррекционные группы. Но мнение родителей на их счет неоднозначны. Одни стремятся поместить туда своего ребёнка любыми путями, даже если показаний к этому нет. Другие - панически боятся, что ребенок будет находиться среди неполноценных детей и начнет брать с ним пример. Где же правда?

Елена Казанцева: Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада, в которую принимаются дети 5-6 лет (иногда — раньше), имеющие нарушения речи. Занятия с детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше. Речь тесно связана с памятью и умственным развитием ребёнка. Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные. Но иногда при неграмотном формировании групп, когда объединяются, к примеру, дети с заиканием и те, кто просто не выговаривает несколько звуков, могут случаться неприятности. Дети, ранее не заикавшиеся, начинают заикаться. Развивается так называемое подражательное заикание, которое потом нужно лечить отдельно. Но это — грубое нарушение формирования групп и встречается крайне редко.

Лично я за логопедические группы в детских садах. Родители пугаются, когда слышат формулировку «общее недоразвитие речи», акцентируя внимание на слове «недоразвитие». Хотя на самом деле это даже не диагноз. Бывает, что ребенок просто путает единственное и множественное число, мужской и женский род. Когда логопед подправит ему фонематический слух, а делается это, как правило, довольно быстро, ребенок начинает всё слышать и правильно говорить.

- У многих детей дошкольного возраста проблемы со звуками были всегда. Плохо даются обычно шипящие, свистящие, сонорные звуки. Сейчас среди родителей бытует мнение, что всё больше сложностей у современных детей вызывает звук «Л». Так ли это? Почему?

Елена Казанцева: Я бы не стала называть это какой-то эпидемией. Особой разницы между сегодня и несколькими годами раньше я не вижу. Но, в общем-то, это логично, если ребенок дизартрик, у него нет звука «Л». Проблемы со звуками могут быть какие угодно. Это чисто индивидуально. Единственное, что хочу отметить – «Л» и «Р» - это звуки позднего онтогенеза, и они появляются позже всего. Раньше считалось, что «Р» - сложный звук, но «Л» - не менее сложный. Его нужно научиться слышать. Часто дети просто не могут его идентифицировать и произносят, например, «пошёу», «пришёу» вместо «пошёл», «пришёл». Звук «Р» услышать легче.

- Существуют ли какие-то типичные сроки, за которые логопед должен решить проблему ребенка?

Елена Казанцева: Нет. Таких сроков, конечно же, не существует. Всё сугубо индивидуально. У кого-то это происходит на раз-два. У кого-то очень долго. Кто-то быстро научается слышать, кто-то упорно не может услышать, и приходится биться над этим месяцы напролет. У каждого ребенка индивидуальный коррекционный маршрут.

-5

- Могут ли родители сами грамотно поставить звуки ребенку? И если такое теоретически возможно, к какой литературе им обращаться?

Елена Казанцева: Я думаю, да. Есть осознанные родители, прокаченные. Если нарушения несильные, они переворачивают Youtube. Там полно всяких уроков, которые им помогают. Бывают несложные случаи, когда достаточно услышать несколько рекомендаций логопеда, чтобы решить проблему. Но в данном случае я говорю о родителях, которые максимально включены в проблему ребенка. У таких родителей дети даже со сложными нарушениями быстро выравниваются. Мы справляемся все вместе. Я когда встречаюсь с родителями, сразу говорю, что их роль в нашей работе не менее важна, чем роль логопеда. Работа родителей – это ежедневная, ежеминутная работа с ребенком. По большому счету – что такое занятия 2 раза в неделю со специалистом? Если совсем маленький ребенок, мы занимаемся по полчаса. Но этого очень мало. Конечно, я даю ребенку домашние задания, которые он должен выполнять каждый день, по несколько раз. Родители при этом должны постоянно слышать, корректировать, в игровой форме стимулировать.

-6

- С какого возраста ребенка Вы рекомендуете обращаться к логопеду?

Елена Казанцева: Опять-таки, общего правила на этот счет нет. Есть показатели речевого развития – сколько слов и звуков ребенок такого-то возраста должен говорить. Бывает, родители приводят трехлетнего малыша и жалуются, что он не выговаривает какие-то звуки. А ребенок не просто не выговаривает звуки, у него и речи-то толком нет. Для начала у ребенка должна быть фраза. Пока ее нет, ни о какой звукопостановке не может быть и речи.

Еще одно важное понятие – готовность ребенка к работе с логопедом, потому что это уже включение волевых процессов. Это уже настоящая работа, не просто игра. Мы можем в игровой форме сделать артикуляционную гимнастику, понадувать щеки, потрынькать губами, но в целом – если нам надо поставить звук, нужно делать точные движения языком, нужно себя контролировать . Если волевые процессы еще не сформированы, занятия с логопедом неэффективны.

Советы логопеда:

  • Соблюдайте режим дня. Для ребенка очень важно ложиться спать не позже 21.00. Именно в этот час формируется гормон, который отвечает за укрепление нервной системы.
  • Очень важно соблюдать ритм – ежедневная рутина дня должна быть сформирована. Ребенок должен есть, спать, бодрствовать, гулять в одно и то же время.
  • Для формирования фонематического слуха желательно давать ребенку слушать сказки. Надеваем ребенку обязательно большие наушники и ставим ему на ночь или перед дневным сном сказку, где диктор ведет повествование великолепным русским языком. Без музыкального сопровождения и без искаженных мультяшных голосов. И ребенок, отгороженный от внешних шумов, концентрируется на правильной речи.

Подписаться на канал

ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: