Дано: невеста - Марина Мнишек, польская аристократка, которая так не приняла православие, а жених - Лжедмитрий, царь-самозванец. Пожалуй, это была одна из самых особенных свадеб в русской истории!
Но речь сегодня вовсе не о Лжедмитрии. И не о Москве. А о русском после и о Кракове. Ведь сначала брак нужно было заключить в стране невесты, по доверенности - как это обычно и бывало у европейских монархов. Конечно, страны смотрели на эту церемонию по-разному. Для польской стороны это был совершенно законный брак. Для русской - скорее, помолвка. И всё, всё было не так, непривычно, не по-русски. А ведь это очень сложно - играть по чужим правилам...
Дмитрия в Кракове представлял глава Посольского приказа, дьяк Афанасий Иванович Власьев. Ох, и нелегко пришлось послу... Ему надо было и соблюсти традиции чужой страны и веры, и не нарушить свои.
Например, кардинал спросил его, не обещался ли царь кому другому? Церемониальный формальный вопрос. Но иди знай, как там принято отвечать... Так что Власьев выпутывался, как мог! Сначала сказал, мол, "разве я знаю?" И действительно, откуда бы! А потом, подумав, рассудил: "Если бы он дал обещание другой девице, то не посылал бы меня сюда".
Кольцо невесте сам надевать не стал, передал кардиналу. А её кольцо тоже не надел (упаси Боже!), а принял его в драгоценный ларец. Когда кардинал хотел связать епитрахилью руки "жениха" и невесты, Власьев попросил супругу воеводы Мнишека дать ему чистый платок. Хотел обернуть им руку, чтобы "не прикасаться к руке невесты своею голою рукою". Однако ему это не разрешили.. И всё-таки пришлось давать руку от имени своего царя. Можно представить, как бедняга волновался.
Испытания посла на этом не закончились. Современник описал и церемонию, и пир. Ох! "Так как молодая ничего не ела, то и посол не хотел ничего есть; он, кроме того, боясь царя, остерегался, как бы не дотронуться своею одеждою до её платья, – он даже не хотел и садиться за стол, так что уже Сендомирский воевода убедил его сесть, сказав, что это нужно сделать".
И из кубка невесты, посланного ему, не пил! И на свадебном пиру отказался танцевать с ней, опять-таки из уважения. Хотя, замечу, сам король его поощрял. Крепко держался дьяк Власьев!
А когда выяснилось, что на свадьбе у его свиты тихонько срезали с поясов ножи и украли лисьи шапки, велел молчать. Тут дело важное, новую царицу нужно привезти! И самому поберечься. Не до мелочных разборок.
И с ответственным делом справился. Довёз. Устроили коронацию и ещё одну свадьбу... Правда, радости от этого так никому и не было. Однако дьяк своё дело сделал, и на совесть!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory