Беседовала: Ксения Позднякова
Все, что нас окружает, кем-то придумано. А потому неудивительно, что профессия дизайнера не теряет популярности. Само понятие дизайн включает в себя самые разные направления: от архитектурного и промышленного, до графического и светового. При этом с каждым годом количество направлений растет. Как и где сегодня можно овладеть профессией дизайнера интерьера, почему нужно успеть представить проект за 30 секунд, как будет развиваться художественное образования после самоизоляции, мы попросили рассказать успешного российского дизайнера и архитектора, соучредителя студии Nasonovdw, преподавателя Британской Школы дизайна, Академии имени C.Г. Строганова, РАНХиГС и «Среды обучения» Илью Насонова.
Куда идти учиться и зачем?
У любого хорошего академического художественного института есть магия места. 190-летнюю историю Строгановки просто так не выкинешь. При этом нельзя сказать, что этой магии нет в МАРХИ, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Академии имени А.Л. Штиглица. Просто специфика немного разная. Строгановка и Академия Штиглица – это два вуза в России, которые готовят целый список художественных, промышленных, дизайнерских профессий. Такого широкого ассортимента больше нигде нет. Именно туда стоит идти за любой прикладной профессией в сфере дизайна. Если выбирать архитектуру, то лучше попробовать МАРХИ и Академию Глазунова. Живопись лучше осваивать в Суриковском и Репе. В остальных вузах существуют отдельные кафедры.
Если говорить о тех вузах, с которыми работаю, то в Строгановке я преподаю реставрацию мебели и научное проектирование, в Британке и «Среде обучения» – дизайн интерьера, а в РАНХиГС читаю основы дизайна и историю искусств для отельеров и рестораторов.
Получить диплом Британки престижно. Если большинство вузов с историей считают, что они как «Мерседес», и их все равно купят, то Британка умеет себя подать, прорекламировать. Она существует в медийном пространстве, о ней пишут, говорят. Во время карантина она очень легко перешла на онлайн, что говорит о высоком уровне.
«Среда обучения» – одна из самых больших онлайн-школ в России. Они аккредитованы министерством и вправе давать заочно высшее образование. Не будь ее, до карантина я бы как и все преподаватели творческих вузов, слабо представлял, что такое ZOOM. Ну, а если серьезно, то пока у нас плохо выстроена система онлайн-взаимодействия. Если один студент – в Уренгое, другой — в Нарьян-Маре, а третий – в Вене, то выстроить их совместное обучение сложно. Над этим надо работать.
В любом случае методика и программа в творческих вузах должны следовать жизни и в какой-то степени опережать ее, тогда будет движение вперед.
Онлайн или офлайн?
Конечно, до конца онлайн-образование не сможет заменить академическое. Но прежним оно уже не будет. Как говорится, точка бифуркации пройдена. Думаю, офлайн-вузы будут консолидироваться с различными онлайн-агрегаторами, дополнять свое образование разными онлайн-курсами. Например, кто мешает той же Строгановке поточные лекции по истории искусства, мебели, дизайна перевести в онлайн-формат. Нужно привлекать лучших спикеров, снабжать все это качественным визуальным рядом. Пожилой профессор, который говорит ассистентке: «Слайд, пожалуйста», вряд ли сейчас сильно увлечет аудиторию. Просто об этом не принято было говорить. Но, как и любой кризис, корона обнажила все несовершенства, противоречия и показала, что нужно искать новые подходы.
При этом я убежден, что без базового курса, прослушав только теоретические онлайн-занятия, полноценно работать нельзя. Понимаю, что сравнение не совсем корректно, но тем не менее, я все мечтаю, что наступить время кратких курсов нейрохирургов, летчиков-испытателей, летчиков гражданской авиации. Но нет. Правило про десять тысяч часов налета никто не отменял. Профессия дизайнера мультифункциональна и завязана на ручной работе. Итальянское слово disegno изначально – рисунок. Но если более пафосно, то это прикосновение Господа к руке художника. Сигналы мозг подает в руку, и если она не умеет рисовать, ничего не выйдет, хоть тресни. Ты осмысливаешь придуманный дизайн руками. Нельзя его осмыслить головой. В этом весь прикол. Если ты хреново рисуешь, то и дизайн будет такой же. История в подтверждение: был такой знаменитый советский конструктор Ростислав Алексеев, его еще называют конструктором «летучих кораблей». Он придумывал все эти речные трамвайчики, кометы, ракеты. Один из его инженеров рассказывал, что на совещаниях Алексеев всегда рисовал, даже на салфетках. Собственно форма этого крыла, которое погружено в воду, так и была придумана. Специалисты две недели считали угол атаки, насколько сильно сопротивление воды и так далее, но в итоге та модель, которую Алексеев нарисовал на совещании, идеально подошла.
Убедить за 30 секунд
Я довольно долго работал как дизайнер. Мы сотрудничали с крупными организациями, банками. Мой опыт таков: идея должна зайти за первые 30 секунд. Именно в этот момент становится понятно, верят в твою идею или нет. Дальше все разбираются с визуализацией проекта, экономическими обоснованиями, смотрят цифры, расчеты и так далее. Если это плохо сделано, то обсуждение закончится через две с половиной минуты. Если с этим порядок, то через пять минут тебе скорее всего предложат внести коррективы. В зависимости от того, как это выполнено, принимается решение. Причем смотрят не только на то, с чем ты пришел в следующий раз, но и насколько точно учтены рекомендации. Это показывает, стоит ли с тобой иметь дело, способен ли ты слышать и слушать, интерпретировать замечания.
Реально ли обмануть заказчика?
Один раз – да. Но и всегда есть вероятность, что тебя поймают за руку. Дизайн интерьера – профессия с длинной окупаемостью. Проект делается примерно полгода. Если ты не умеешь рисовать, то и не научишься. После проекта начинается его реализация – занимает это примерно год-два. За это время можно совершить миллион ошибок, по которым становится понятно, что с тобой работать нельзя. Допустим, даже если ты найдешь визуализаторов, инженеров, которые все рассчитают, ты не сможешь оценить работу строителей и осуществить авторский надзор, потому что опять таки – не умеешь ни рисовать, ни чертить, а значит не знаешь, почему и что может пойти не так.
Как выбрать дизайнера?
Заходишь на сайт студии, которую выбрал, и смотришь, сколько проектов реализовано. То есть, сколько красивых 3d моделей стали реальными интерьерами, домами. Если половина проектов так и осталась в стадии эскизов, визуализаций, схем, дальше можно не работать. Это означает, что тот самый «налет» у них маловат, до реализации они не доходили. Плюс, конечно, хорошо бы, чтобы эти готовые проекты были подкреплены ссылками на профессиональные издания.
Какой опыт дал карантин?
Скажу за себя. Кризис – это время посмотреть на себя, посмотреть по сторонам и начать действовать. Быть нужным, важным и востребованным. Это как в компьютерной стратегии. У тебя есть время и определенные задачи. Тебе решать, то ли прокачать героя, то ли войско купить дополнительное. Понятное дело, я не знаю ,что делать с экономикой. Но я точно понимал, что мне и моим студентам нельзя потерять два месяца жизни. Чего я только не придумывал, чтобы лекции и занятия были интересные и продуктивные. Мне кажется, кое-что удалось.
#интерscope