Мир глазами поэта отличается от того, который видит перед собой человек, ни разу не ощутивший потребности взяться за перо. Иногда во время разговора с писателями или чтения их произведений создаётся впечатление, будто они живут в некой иной реальности, а на действительность, привычную большинству, смотрят через особую призму, позволяющую увеличить всё хорошее и плохое, высветить важное, отправив в тень сиюминутное, и приблизиться к разгадкам тайн, если не мироздания, то человеческой души.
Для нашей современницы Ирины Лариковой вдохновением служит жизнь, которую она видит вокруг себя. Стремясь разобраться в происходящем и проанализировать собственные чувства, она позволяет эмоциям захлестнуть себя. Мысли, рождающиеся в голове, поэт не отгоняет, не пытается побыстрее сменить на что-то приятное, сладкое, умиротворяющее. Она позволяет себе додумать их до конца. И потом, когда эмоцио и рацио сходятся в единой точке, рождаются её стихи.
Некоторое время назад, рассказывая о главных темах своего творчества корреспонденту пресс-службы издательства «Союз писателей», Ирина сказала:
«Мне легко писать об окружающем мире. Природа как бы связывается с моими внутренними ощущениями и трансформируется в образы. Мне также легко писать о людях. Я способна ярко представить, что чувствует участник событий. Довольно много моих стихов написаны под впечатлением от происходящего в чьей-то жизни».
И правда, читая стихи, невольно поражаешься, как посредством метафор сочетаются между собой внешний и внутренний миры:
Воды напьюсь глотками ключевой,
Возьмёт она баррэ внутри и стихнет.
Последнее природы баловство,
Любимая оранжевая прихоть.
Как в них философия переплетается с пейзажной лирикой, создавая единый и целостный образ сложной и многогранной действительности, которую невозможно делить на части, не получится разложить на составляющие, чтобы сконцентрироваться исключительно на чем-то одном:
Пастозными мазками бирюзы
Щекочешься, заглатывая пирс.
Мне снилось оживляющее ты
За каруселью голосов и лиц.
Ирина Ларикова — автор, который никогда не отрывается от действительности. Она живёт здесь, сейчас, в окружении людей из настоящего, их чувств, проблем, переживаний. И она способна разделять их, переживать вместе с другими, а потом, объединяя с собственными воспоминаниями и ощущениями, наполняя нешаблонными сравнениями и олицетворениями, выстраивая неожиданные ассоциативные ряды, она создаёт произведения, которые затрагивают что-то очень личное в читателе, независимо от особенностей его характера:
Десять сотен дорог или тысячу вёрст.
По утрам город чист и пуст.
В паутине метро полусонный зверёк
Разжевал тополиный пух.
В строках Ирины Лариковой есть глубина. Они, подобно омуту, затягивают в неизвестность, чтобы, едва скрывшись под поверхностью, осознать ощущение полёта и вдруг понять, что жизнь имеет не одно и даже не два дна. В эту почти мистическую или, правильнее сказать, поэтическую бездну писательница предлагает погрузиться на едином дыхании, позволив себе раствориться в эмоциях и ощущениях, своих и чужих, чтобы познать саму природу своего «я»:
Прыгнуть в холодные волны и вынырнуть,
Воздуха зачерпнув.
Пальцем по лбу, вдоль заломленной линии,
Снова на глубину.
«Брода не знаешь — не лезь, — кто-то искренний
Мне разожжёт свечу, —
Ты не разбейся о камни как минимум…»
А я лечу. Лечу…
Ирина Ларикова родилась в 1986 году в Белгороде. Её творческий путь начался в школьные годы. Первые стихи были патриотичными. Их Ирина так и не решилась никому показать, ведь, чтобы выйти из тени, любому автору нужен некий толчок. Для поэта им стала поддержка школьного преподавателя, сумевшего оценить творчество юной ученицы. В 1999 году Ирина Ларикова впервые явила себя и свои произведения широкой общественности. На конкурсной основе они были напечатаны в районной газете, в выпуске, приуроченном к двухсотлетнему юбилею Пушкина. В подростковом возрасте Ирина отошла от патриотических тем и сконцентрировалась на человеческих отношениях. Любовь и дружба стали главными проблемами, волновавшими поэта. Им посвящены почти все стихотворения, написанные в промежутке между 2001 и 2006 годами. Судьями, которые оценивали творчество автора в тот период, стали её близкие люди.
С 2007 по 2015 год в силу жизненных обстоятельств Ирина отошла от литературы. У неё не было времени на поэзию. Да и, по признанию самой писательницы, в тот момент не возникало в неё потребности. Ряд происшествий, имевших место в мире и судьбе Ирины, вновь заставили её взяться за перо только спустя восемь лет. И в этот раз страсть к писательству оказалась очень сильна, темы усложнились и начали причудливым образом сочетаться между собой, пробуждая у читателя больше мыслей.
В 2019 году Ирина Ларикова участвовала в конкурсе «Слово таланту», который проводился на портале «Книга.ру». По его итогам был издан коллективный сборник, на страницах которого можно прочитать стихи автора. На протяжении нескольких лет поэт публикует свои работы в творческой группе «ВКонтакте». Найти её можно по ссылке vk.com/ilarikova .
Романтические, красивые стихотворения о жизни и её философии объединены общим названием «Середина календарика». Кроме того, Ирина не боится выступать перед публикой и рассказывать о себе и своём творчестве. В этом ей немало помогли курсы ораторского мастерства, которые она закончила в первой половине 2020 года. Занятия позволили ей преодолеть знакомое многим состояние, которое Ирина охарактеризовала так:
«Однажды ко мне пришло осознание полного звукового бессилия. Это не было страхом публичного выступления, это нечто другое, тревожное, застывшее где-то в середине гортани. Вас когда-нибудь прерывали на полуслове? Помните это скребущее ощущение непроглоченного куска?..»
Сегодня Ирина Ларикова находится в начале активного творческого пути. Её стихотворения, проникающие под кожу и бередящие раны в душе, то приносящие умиротворение, то вводящие в эмоциональное безумие, заслуживают внимания. Кроме того, автор подумывает попробовать свои силы в прозе. Но, понимая, что одного таланта мало, хочет сперва изучить теорию. Сейчас Ирина с нетерпением ждёт начала уроков в школе Вдохновения и Фикрайтеров (ВиФ) по программам «Техники поэзии», «Мотивация и борьба с прокрастинацией», «Основы сюжета».
Можно не сомневаться, что в будущем всё больше читателей и литературных экспертов соприкоснутся с поэтической вселенной автора и захотят стать постоянными собеседниками этой удивительной женщины, которая умеет перевоплощаться в своих лирических героев и показывать взгляд на мир их глазами, через ту самую писательскую призму, что позволяет поэтам полнее охватывать все грани бытия.
Пресс-служба издательства "Союз писателей"
Читайте также:
Что писали сказочники vs Что прочитали люди