Система социального рейтинга в Китае. Часть 1
Система социального рейтинга в Китае. Часть 2
Система социального рейтинга в Китае. Часть 3
Система социального рейтинга в Китае. Часть 4
Система социального рейтинга в Китае. Часть 5
Система социального рейтинга в Китае. Часть 6
Система социального рейтинга в Китае. Часть 7
Система социального рейтинга в Китае. Часть 8
Система социального рейтинга в Китае. Часть 9
Система социального рейтинга в Китае. Часть 10
Система социального рейтинга в Китае. Часть 11
Главное о системе социального рейтинга в Китае
Единой базы данных, в которой записан каждый гражданин, не существует. На данный момент система работает по частям – за некоторые её части отвечает администрация города, за другие – частные технологические платформы, хранящие персональные данные.
Создать подобную систему непросто, поэтому вряд ли она станет единой в ближайшем будущем. Интересно, что в некоторых случаях формированию такой системы препятствуют чиновники на местах. Им попросту невыгодно открывать информацию по своему региону центральному правительству, иначе придется либо оправдываться за многолетний обман, либо ежедневно работать над улучшением показателей. Более того, в государственных документах термину «социальный рейтинг» (shehui xinyong) не дается четкое определение.
В стране работает сайт, на котором иногда публикуют как «позорные», так и «почетные» списки граждан. В первую категорию попадают нарушители. Например, злостные неплательщики налогов или те, кто не выполняет решения суда.
Правительство КНР собирает данные о компаниях и общественных организациях, а некоторые ведомства создают досье на отдельных граждан. Но при этом нельзя сказать, что к системе подключены все почти 1,4 млрд китайцев. Если человек не занимается индивидуальным предпринимательством и не представляет интересы компании, а также если он не брал кредит и ничего не нарушал, то в базе данных его скорее всего не будет.
Однако, у каждого китайца есть индивидуальный номер — это персональный идентификатор, который в той или иной форме существует в большинстве стран. Такие же идентификаторы присваивают компаниям — с их помощью предприятия уплачивают налоги, проходят регистрацию и оформляют документы.
Личный рейтинг нельзя найти в приложении. Государственные программы не реализуются с помощью частных платформ из-за возможного конфликта интересов. Еще одно заблуждение, возникшее в результате путаницы частного и государственного. Некоторые компании, например, Ant Financial и Tencent, Zhima Credit вводят собственные системы социального рейтинга. Такой личный счет можно использовать в качестве социального символа на социальных платформах и платформах для пар. Например, крупнейшая в Китае служба знакомств Baihe позволяет своим пользователям публиковать свои собственные оценки. Именно там у пользователей баллы, оценивается их круг общения, образование, покупки. Народный банк Китая сотрудничает с частными компаниями и иногда запрашивает у них данные при оценке платежеспособности клиента.
Нельзя в любой момент посмотреть свой балл в системе. Большинство китайцев не зарегистрированы в реестре. Однако даже те, кто включен в реестр, не знают свой рейтинг. По крайней мере до тех пор, пока не обнаружат себя в черном списке. Бывает, что человек выплачивает все долги и выполняет все обязательства перед судом, но он по-прежнему остается в группе неблагонадежных. Но такие прецеденты объясняют техническими ошибками и неповоротливостью системы.
«Сможем ли мы реализовать этот проект или нет — пока неясно, мы находимся в состоянии неопределенности. В любом случае, это лучше, чем то, что работало все предыдущие годы, когда у нас не было данных, и полиция судила о людях, исходя из сведений, полученных от других людей», — заявляет Менг Тингуанг, политолог из университета Циньхуа. В конце концов, даже базовая система социального рейтинга, которая оценивает всего лишь несколько элементов данных, может создать очень неточный и неполный образ человека. Если вы играете в видеоигры по 10 часов в день, то алгоритм объявит вас безработным, не разбираясь в причинах ваших действий. Возможно, вы работаете инженером и просто тестируете эти игры. Но вы уже автоматически отмечены как безработный, когда на самом деле вы, может быть, просто выполняли свою работу.
В конечном итоге, главная проблема сводится к тому, что «социально приемлемое поведение» будет определять китайское правительство, а не демократический процесс или независимая комиссия. И если человек нарушит это доверие, меры по его наказанию не заставят себя ждать. С помощью системы социального рейтинга китайское правительство фактически убьет двух зайцев одним выстрелом: они смогут продвинуть и навязать обществу свое представление о «социально приемлемом поведении» и одновременно с этим получат возможность контролировать все аспекты жизни граждан.
Тем не менее, есть сомнения в том, что эта система способна работать в долгосрочной перспективе. Подобная инициатива не сможет прижиться в свободном мире. Если правительство, действительно окажется настолько наивно, то от этого Китай только потеряет свой авторитет в региональном и глобальном плане. Технические компании, работающие в Китае, уже выражают свое недовольство серьезными ограничениями технической политики и шифрования. А такие нововведения только усугубят возмущение.
Невозможно судить о человеке по его ежедневным действиям. Мы так много всего делаем, и нами всегда движет множество самых разных причин. Если контекст поступка неизвестен, то его можно неверно истолковать.
В октябре 2019 года профессор Куи Шен из Юридической школы Пекинского университета опубликовал статью, в которой говорится, что некоторые из действующих кредитных политик нарушают «верховенство закона»: они нарушают законные права граждан и организаций, нарушают принцип уважения и защиты прав человека, особенно права на репутацию, права на неприкосновенность частной жизни, а также личного достоинства и выходят за рамки разумного наказания.
В июне 2019 года Саманта Хоффман из Австралийского института стратегической политики утверждает, что «здесь нет настоящей защиты людей и организаций, подпадающих под систему ... В Китае нет такой вещи, как верховенство закона. быть в значительной степени аполитичным на поверхности может быть политическим, когда Коммунистическая партия Китая решит использовать их в политических целях».