Найти тему
ПетроПрогноз: история+

Адапа — Адам "Библии" Шумеров (по следам книг Захария Ситчина, часть 7)

Оглавление
Город Ур во времена Авраама, реконструкция (изображение из открытого доступа, с сайта "Библия онлайн")
Город Ур во времена Авраама, реконструкция (изображение из открытого доступа, с сайта "Библия онлайн")

Напомним, мы продолжаем пересказ (с сокращениями и дополнениями) из книг Захария Ситчина о самой древней на Земле Шумерской цивилизации. Исследования и книги Захария Ситчина нередко подвергаются критике со стороны "официальной науки", однако, мы будем ссылаться и цитировать те его тексты, которые опираются на известные и признанные той же наукой артефакты. Основные цитаты будут приведены из его книги "Двенадцатая планета. Когда боги бежали с Земли" (М., Эксмо, 2006).

Первые шесть публикаций по этой теме на нашем канале смотрите в списке литературы [2-7]. Отметим также, что в 2019 году близкая к версии Захария Ситчина статья о Шумерах была опубликована и в научном журнале [8, 9].

Но данную статью можно читать и без изучения предыдущих материалов.

***

Итак, после того, как мы вслед за Захарием Ситчиным убедились в том, что древние боги хеттов и хурритов, ханаеев и амореев, а также и древних египтян и древних греков — суть переименованные и переиначенные (обычно лишь немного переиначенные) боги древних шумеров. Вот что пишет далее Захарий Ситчин в обсуждаемой книге [1, гл.4, "Шумер, страна богов"]:

" Шумеры верили в существование богов «небес». Тексты, повествующие о времени «до сотворения мира», сообщают о таких небесных богах, как Апсу, Тиамат, Аншар, Кишар, причем в них ни разу не упоминается о том, что эти боги когда-либо появлялись на земле. Если повнимательнее присмотреться к этим «богам», которые существовали еще до образования Земли, мы поймем, что они представляют собой не что иное, как небесные тела, из которых состоит Солнечная система. Далее мы покажем, что шумерские мифы, рассказывающие об этих небожителях, являются точной и с научной точки зрения вполне правдоподобной космологической теорией, описывающей формирование нашей Солнечной системы."

Далее излагаю содержание обсуждаемой главы с некоторыми сокращениями, а также с дополнительными комментариями и иллюстрациями.

У шумеров также были боги более низкого ранга, которые именовались «богами земли». Их культовые центры обычно располагались в провинциальных городах, и это были всего лишь местные божества. В лучшем случае в их ведение входили лишь ограниченные области человеческой деятельности: например, приготовление напитков ... Об этих богах не слагалось героических легенд. Они не обладали устрашающим оружием, и другие боги не содрогались при звуках их речи.

Между этими двумя группами в божественной иерархии располагались боги Неба и Земли, которых называли «древними богами». Это те самые «старые боги» эпических легенд, спустившиеся, по верованиям шумеров, на землю с небес.

Боги Неба и Земли

Это были не местные, а общенациональные и даже интернациональные божества. Некоторые из них присутствовали на земле еще до появления человека. Само появление человека считалось результатом сознательных усилий этих богов. Они обладали огромной властью и возможностями, далеко превосходящими возможности простых смертных. Тем не менее эти боги не только обликом напоминали людей, но также ели и пили, как люди, и проявляли все человеческие эмоции — любовь и ненависть, верность и вероломство.

На протяжении тысячелетий роли и иерархические взаимоотношения этих богов могли меняться, и часть из них лишилась своей власти и влияния. Однако, при внимательном рассмотрении боги этой центральной группы оказываются членами одной династии, одной божественной семьи, связанной тесными узами и одновременно раздираемой внутренними разногласиями.

Главой этой семьи богов Неба и Земли был АН (или Ану в вавилонских и ассирийских текстах). Он считался Великим Отцом Богов, Царем Богов. Его владения — это пространство небес, его символ — звезда. В шумерской пиктографической письменности символ звезды означал «Ан», «небеса», и «небожитель», или «бог» (из рода Ану). Эти четыре значения символа пережили века, несмотря на трансформацию письменных шрифтов от шумерской пиктографии к аккадской клинописи и к вавилоно-ассирийским стилизованным знакам (рис. 43).

Рис. 43 из книги Захария Ситчина
Рис. 43 из книги Захария Ситчина

Вот что пишет далее Захарий Ситчин:

"С незапамятных времен до тех пор, пока клинопись полностью не вышла из употребления — то есть с четвертого тысячелетия до нашей эры до времен Христа, — этот значок предшествовал именам богов, указывая, что речь идет не о простом смертном, а о боге небесного происхождения.
Обитель Ану и его царство находились на небесах. Именно туда отправлялись другие боги Неба и Земли, нуждающиеся в совете или помощи, и именно там они собирались на совет богов для разрешения внутренних споров или принятия важных решений. Многочисленные древние тексты описывают дворец Ану (вход в который охраняли бог Древа Правды и бог Древа Жизни), его трон, а также поведение других богов в его присутствии."

Адапа шумеров и Адам иудео-христианства

Адапа — в шумеро-аккадской мифологии — эпический герой, рыбак и мудрец, первый человек (один из возможных прототипов библейского Адама). Некоторые современные историки предполагают, что Адапа мог быть реальным обожествленным правителем-жрецом города Эриду.

Шумерские источники упоминают о случаях, когда в обитель Ану допускали не только богов, но и простых смертных, главным образом для того, чтобы они обрели бессмертие. Одна такая легенда повествует об Адапе («модели человека»), который был настолько предан богу Эа, своему создателю, что последний предоставил ему возможность посетить царство Ану. Вот как Эа описывает Адапе, что его ждет:

Адапа, пред Ану, царя, теперь ты пойдешь.

Когда до неба ты доберешься,

Когда подойдешь ты к воротам Анну, —

В воротах Ану Таммуз и Гишзида

Стоят...

Адапа в сопровождении Эа вознесся на небо и подошел к воротам обители Ану. Но когда ему предложили отведать Хлеба Жизни и стать бессмертным, Адапа отказался от угощения, подозревая, что Ану хочет отравить его. В результате он вернулся на землю как наделенный высшей мудростью священник, но так и не обрел вечной жизни.

Вера шумеров в то, что небесной обители могут достичь не только боги, но и избранные смертные, нашла отражение в Ветхом Завете — в историях о вознесении на небо Еноха и пророка Илии.

Далее Захарий Ситчин пишет:

"Некоторые ученые проводят параллель между именем Адапа («модель человека» Энки) и библейским Адамом. Двойное значение шумерского слова ТИ также вызывает ассоциации с Ветхим Заветом. Дело в том, что «ти» одновременно обозначает и «жизнь», и «ребро», и поэтому имя Нинти можно интерпретировать как «дева, дающая жизнь» и «дева из ребра». Библейская Ева, чье имя тоже означает «жизнь», была создана из ребра Адама, таким образом, и она в определенном смысле была «девой, дающей жизнь», и «девой из ребра» "

Адапа, первый человек в мифологии Шумеров (изображение из открытых источников, "Адам и Ева до Бытия")
Адапа, первый человек в мифологии Шумеров (изображение из открытых источников, "Адам и Ева до Бытия")

Забегая несколько вперёд, заметим, что согласно шумерской "Библии", человека создал не Бог-Отец (Ан у шумеров), а третий по значимости в шумерском пантеоне богов, также бог Неба и Земли Эа (брат второго по значимости шумерского бога Неба и Земли, по имени Энлиль). Об Эа и Энлиле мы расскажем подробнее в следующей (восьмой) статье по этой теме, а здесь, вслед за Захарием Ситчиным, заметим, что шумерские и аккадские тексты, в которых (как и в Ветхом Завете) утверждается, что человечество появилось в результате сознательного акта творения бога или богов, приписывают Эа ключевую роль в этом процессе. Как главный ученый среди богов, он разработал метод и технологию «сотворения» человека. Поскольку Эа принимал столь активное участие в создании человека, неудивительно, что именно он сопровождал Адапу — «модель человека», созданного «мудростью» Эа, — в небесную обитель Ану, причем вопреки воле богов, которые не собирались наделять человека «вечной жизнью».

Адапа, ещё одно изображение из шумерских раскопок (из открытого доступа)
Адапа, ещё одно изображение из шумерских раскопок (из открытого доступа)

***

Но вернёмся к Великому Отцу Богов шумерского пантеона, к Ану.

Далее Захарий Ситчин пишет:

"Хотя Ану жил в небесной обители, в шумерских текстах сообщается о нескольких случаях, когда он спускался на землю, — во времена серьезных кризисов, для нанесения официальных визитов (в сопровождении своей супруги АНТУ) и (по крайней мере, однажды) чтобы сделать наместницей на земле правнучку ИН.АННУ.
Поскольку Ану постоянно не жил на Земле, не было никакой необходимости поклоняться ему в особом городе или культовом центре; его обитель, или «высокий дом», располагалась в Уруке (библейском Эрехе), владении богини Инанны. Среди руин Урука археологи обнаружили рукотворный холм, хранивший свидетельства строительства и многократной перестройки более высокого храма — храма Ану. Ученые выделили не менее восемнадцати культурных слоев, или фаз, строительства, что указывало на веские причины, побудившие древних шумеров сохранять храм в этом священном месте.
Храм Ану назывался Е.АННА, или «дом Ану». Это простое название принадлежало сооружению, которое — по крайней мере на некоторых стадиях своего существования — представляло незабываемое зрелище. В шумерских текстах оно называется «величайшей святыней». Легенды утверждают, что храм строили сами боги, что его карниз сверкал как начищенная медь, а высокая стена касалась облаков. Красота храма производила неизгладимое впечатление. Древние тексты также не оставляют сомнений в назначении храма, называя его «домом для сошествия с небес»".
Раскопки храма Ану в Уруке (фото из статьи "Древний город Урук. История и развитие")
Раскопки храма Ану в Уруке (фото из статьи "Древний город Урук. История и развитие")

Глиняная табличка из архива Урука рассказывает о пышных празднествах, сопровождавших «официальный визит» Ану и его супруги Анту. Далее Захарий Ситчин подробно рассказывает о расписанной буквально по часам (а временами и по минутам) церемонии встречи, пира, и затем отбытия Ану и его супруги Анту из храма в Уруке, причём весь визит длился 16 дней, и ещё 40 минут после восхода солнца на 17-й день. Всё это сопровождалось наблюдениями жрецов-астрологов за восходами и заходами некоей "планеты Ану" на небосводе, и возжиганием сигнальных факелов и костров по всей стране во все ночи этого визита.

Далее Захарий Ситчин пишет:

"Среди тысяч изображений древних богов, обнаруженных археологами, нет ни одного изображения Ану. Тем не менее, он смотрит на нас с каждой статуи и с каждого портрета правителя — со времен глубокой древности до наших дней. Дело в том, что Ану был не только Великим Царем, Царем Богов, но также тем, в чьей власти было избирать царей из числа простых смертных. Согласно шумерским преданиям цари восходили на престол лишь по воле Ану, и недаром само шумерское слово «царство» — «Ануту» — изначально имело значение «престол Ану». Знаками отличия Ану считались тиара (божественный головной убор), скипетр (символ власти) и посох (символизирующий направляющую руку пастыря).
Теперь пастуший посох мы чаще видим в руке епископа, но корона и скипетр по-прежнему принадлежат царям, которых человечество еще оставило на тронах."

Продолжение смотрите по ссылке:

Энлиль — Глава Совета богов и Потоп у Шумеров (по следам книг Захария Ситчина, часть 8)

Литература

1. Захарий Ситчин. "Двенадцатая планета. Когда боги бежали с Земли" (М., Эксмо, 2006)

2. Загадки Шумерской цивилизации и ответы на них Захария Ситчина (часть 1);

3. Загадки Шумерской цивилизации и ответы на них Зфахария Ситчина (часть 2);

4. Первые во всём: достижения Шумерской цивилизации (в изложении Захария Ситчина, часть 3);

5. Загадки Шумерской цивилизации (часть 4: корни греческой мифологии и шумерские боги) ;

6. Загадки Шумерской цивилизации (часть 5: хетты и хурриты, и их шумерские боги);

7. Загадки Шумерской цивилизации (Часть 6: Хананеи, Амореи, и Древний Египет).

8. Первая публикация о загадках супер-цивилизации Шумеров в научном журнале (часть 1)

9. Первая публикация о загадках супер-цивилизации Шумеров в научном журнале (Часть 2, окончание)