Найти в Дзене
Кризисный эксперт

Пик кризиса похоже будет осенью

Несмотря на падение цен на нефть, фондовых индексов и валют развивающихся рынков весной этого года, не менее драматичные события, скорее всего, нас ждут предстоящей осенью.

Откуда такие ожидания? Давайте углубимся в историю кризисов. Чаще всего глобальные и региональные кризисы случаются во второй половине года.

Международный финансово-экономический кризис 2008-09 гг. разразился в сентябре-октябре 2008 г. Азиатский финансовый кризис стартовал 30 июня 1997 г. объявлением таиландского правительства о девальвации национальной валюты (бата), а с июля того же года кризис перекинулся на соседние государства азиатского региона. Даже в России кризис случился 17 августа 1998 г. Кроме того, в России был еще один кризис (который носил локальный характер) 2014-16 гг., который начал развиваться в начале осени 2014 г.

Датой начала Великой депрессии – крупнейшего глобального экономического кризиса всех времен и народов – считается 29 октября 1929 года.

Конечно, рассмотренными выше кризисами не ограничиваются финансовые потрясения последних ста лет, однако приведены были те кризисы, которые имеют отношения к современной мировой и российской экономике. Что касается Великой депрессии, то этот кризис до сих пор остается самым драматичным с точки зрения последствий для экономики не только США, но и ряда зарубежных стран. Кроме того нынешний кризис 2020 года по ожидаемой тяжести последствий уже сравнивают именно с Великой депрессией.

Теперь перейдем к нынешнему кризису.

Мои ожидания нового кризиса были еще с конца 2018 г. Основывался в своих ожиданиях я на теории цикличности, согласно которой среднесрочные кризисы происходят в среднем раз в 10 лет (в диапазоне от 8 до 12 лет). И раз кризис не случился в конце 2018 г., я его ждал годом позже. Неожиданно ФРС США к середине 2019 г. перешла от цикла повышения процентных ставок к понижению и это воодушевило финансовые рынки, несмотря на то, что американские индексы до этого события почти каждый месяц переписывали абсолютные максимумы. Позитив на рынках сдвинул сроки кризиса на следующий год.

В августе 2019 г. произошла инверсия кривой доходности (редкая ситуация, при которой доходность коротких бумаг оказывается выше доходности длинных) по американским гособлигациям впервые с предкризисного 2007 г. Инверсия кривой доходности считается самым надежным индикатором предстоящей экономической рецессии в США. После такого события рецессия начинается в среднем через год-полтора. А финансовое проявление кризиса (падение фондовых индексов) может предшествовать рецессии (уже на ожиданиях).

Были и другие индикаторы, свидетельствующие о приближении кризиса, такие как сильная перекупленность ценных бумаг не только в США, но и на многих других зарубежных площадках, самый продолжительный за всю историю экономический рост в США (каждый квартал с лета 2019 г. он обновлял рекорд и к весне 2020 г. достиг 11 лет) и ряд других факторов.

Все указывало на то, что в 2020 году кризиса избежать едва ли удастся (поэтому подчеркну, что коронавирус – это повод для кризиса, но не причина). Вопрос был в том, когда именно? По истории больше вероятности было, что во втором полугодии. Но при этом 11-летний цикл мог и должен был завершаться уже очень скоро. Но история все же перевешивала. Поэтому мои ожидания были примерно следующими – 60:35:5 (60% вероятности – кризис случится во 2 полугодии 2020 г., 35% – в первом полугодии 2020 г, 5% – кризиса в 2020 г. не будет).

Уже с конца февраля было похоже, что глубокая коррекция на фондовых рынках вовсе не коррекция, а возможное начало падения. Распад соглашения ОПЕК+ окончательно развеял все сомнения по этому поводу. В этот же период европейские страны начали вводить режим карантина и стало понятно, что это надолго. Кризис пошел по планете.

При этом несмотря на весь ожидаемый негатив по макроэкономическим показателям, которые страны должны получить к середине лета (за второй квартал 2020 г.), рынки очень бодро начали отыгрывать падение. По ряду фондовых индексов коррекция от падения уже достигла 3/4, а индекс S&P 500 5 июня торговался на уровне 16 декабря 2019 г., когда о кризисе и речи не было. Большинство валют развивающихся рынков отыграли более 2/3 своего мартовского падения.

Все это может свидетельствовать о явном фальстарте кризиса весной этого года. Если не коронавирус, то триггером выступило бы что-то другое и вполне вероятно, что это случилось бы на несколько месяцев позже. И выйдя из карантина мир столкнется с реальными проблемами со всеми кризисными проявлениями.

В борьбе с текущим кризисом в последние 2 месяца в финансовый сектор были влиты триллионы долларов, однако они могут лишь ограничить экономический спад и уход с рынков многих компаний, но ликвидировать негатив они не в состоянии. Зато накачка ликвидностью привела к парадоксальному росту фондовых индексов и укреплению развивающихся валют, чего не было во время кризисов ранее.

Некоторые эксперты даже считают, что низшую точку падения экономик в кризис мы уже прошли и с лета нас ожидает восстановительный рост. Однако на уровень февраля 2020 г. (по объемам производства и потребления) мир выйдет в лучшем случае в конце следующего года, а фондовые индексы и валюты торгуются практически на тех уровнях уже сейчас. При этом ни одна страна еще не ощущала на себе все тяготы от роста безработицы, которая сейчас стремительно растет во всем мире.

Поэтому есть ожидания серьезных негативных движений на финансовых рынках осенью текущего года. Этому могут способствовать спекулятивная перекупленность высокорисковых активов (акций, валют развивающихся рынков, сырьевых товаров), рост политической и экономической напряженности в мире накануне президентских выборов в США, резкое снижение положительного влияния монетарного стимулирования со стороны мировых центральных банков и инфляционный всплеск в ряде стран мира. Кроме того, велика вероятность второй вспышки заболевания коронавирусом, из-за чего странам вновь придется на время объявить карантин, причем в тот момент, когда экономики будут переживать худший период кризиса.

В кризисы основные тенденции стандартны: падение фондовых индексов, резкое снижение стоимости валют развивающихся рынков, падение цен на сырьевые товары (кстати, в Великую депрессию таких волн падения было несколько). А уже спустя время происходит восстановительный рост. Как на этом можно заработать, думаю многие понимают.

Удачных всем инвестиций!

Еще больше интересного от ученого-экономиста доступным языком на канале автора: https://zen.yandex.ru/expert2020

Подписывайтесь, чтобы не пропустить главное!