Найти тему
ГлавАгроном

Продажа земли — за и против: Мнение блогера

Оглавление
Фото: ru.freeimages.com Фотография носит иллюстративный характер
Фото: ru.freeimages.com Фотография носит иллюстративный характер

Материал подготовлен на основании авторской статьи, размещённой на сайте «Главагроном».

С началом перестроечного процесса в России начался период реформы законодательства о земле, который проходил на фоне борьбы между сторонниками и противниками монопольной государственной собственности на землю. Он закончился  принятием в 2001 году Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Страсти поутихли, однако обнажились и проблемы, которые требуют решения. Некоторые из них «ГлавАгроном» уже поднимал в своих публикациях. На ряд вопросов обращает внимание неравнодушный к проблемам российского АПК блогер Павел Богачев.

ГлавАгроном. Павел, что побудило Вас обратиться к теме собственности на землю?

Павел Богачев. Верховная Рада Украины первоапрельской ночью в условиях строжайшего карантина приняла закон о продаже земли. Это событие встревожило умы граждан этой страны. Одни считают его предательством национальных интересов, другие — панацеей от всех бед. У некоторых и вовсе воображение рисует апокалиптические картины: землю купили и вывезли, на её месте осталась лишь пустошь. Надо признать, мне как россиянину это все знакомо, проходили в 2002 году, когда также было поломано немало копьев в спорах. Но ничего ужасного не произошло. Мы живем, трудимся на земле. И даже те, которые были противниками продажи, тоже реализовали свои участки.

ГлавАгроном. В чем Вы видите плюсы от продажи земли?

Павел Богачев. Мое личное мнение: землю однозначно можно продавать, в том числе и иностранцам, и без всяких ограничений. Закон, предусматривающий частную собственность на землю, позволяет навести юридический порядок, установить официальную цену, создать правила пользования землей, найти рачительного хозяина. От этого выигрывают все. Сейчас Россия входит в ТОП-10 мировых производителей продовольствия. Производство продукции сельского хозяйства в прошлом году выросло на 4% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах. Объем производства сельскохозпродукции в фактических ценах в прошлом году составил 5,908 триллиона рублей. Локомотивом отрасли, благодаря высоким урожаям, стало растениеводство. Производство растениеводческой продукции — 14,66%, согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

Второй важнейший положительный момент: продажа земли помогает привлечь крупных инвесторов, владеющих современными технологиями, техникой, в том числе зарубежных. Россия во все времена была привлекательной для иностранных инвесторов. Многие готовы вкладывать свои деньги. По данным опроса иностранных инвесторов, проведенного международным агентством по финансовым и корпоративным коммуникациям Detail Communications, сельское хозяйство оказались на втором месте по привлекательности для инвестиций (более 31% голосов) после нефти и газа наряду с металлургией и горнодобычей. Субсидии на развитие сельского хозяйства в прошлом году составили около 260 млрд руб. Что плохого в том, чтобы развиваться и постигать новое?

ГлавАгроном. А если человек продает землю не с самыми благими намерениями?

Павел Богачев. Причин для продажи может быть много. У меня в станице во время газификации на вырученные деньги подводили газ в дом, покупали жилье. Стоимость пая земли плюс материнский капитал — это уже, как минимум, первоначальный взнос на ипотеку в Краснодаре. Продавали для раздела наследства, или машину очень хотелось. Кому-то земля не нужна, уехал в город. Бывают и совсем нерадостные причины: лечение, тюрьма либо долги. Да, были случаи, когда и пропивали. Ну и что? У человека есть земля, и он должен распоряжаться ею по своему усмотрению, если это не вредит плодородию почвы, конечно. И почему ему нельзя продать землю? Мне непонятно…

Фото: Павел Богачев     Павел Богачев, аграрный блогер
Фото: Павел Богачев Павел Богачев, аграрный блогер

ГлавАгроном. Как российское земельное законодательство работает на практике?  

Павел Богачев. К сожалению, в России при принятии земельного законодательства и среди сторонников, и среди противников частной собственности на землю было много людей, далеких от сельского хозяйства. Поэтому закреплен подход к продаже сельскохозяйственных земель, который больше соответствует торговле помещениями или пляжами на побережье. Хороший участок — это неотъемлемая часть агроландшафта, ограниченная дорогами, лесами, которую не стоить делить и резать, а стоит рассматривать как целую единицу.

Трагедия далеко не в продаже земли. Дело в том, что при разделе между новыми собственниками некогда обширные колхозные угодья были поделены на небольшие паи, на которых невозможно вести масштабное сельхозпроизводство. Многие фермеры тратят колоссальные усилия, покупая или беря в аренду по 10-15 паев, чтобы собрать из этого «лоскутного одеяла» кусок земли, пригодный для эффективного получения сельхозпродукции. Участок может быть расположен неудобно, например, нет выезда на главную дорогу, или крохотный, на котором нельзя отработать необходимую технологию возделывания культур, неплодородный. Иногда в состав сельхозпая входят государственные лесные угодья, защитные насаждения, магистрали. Много средств и нервов приходится тратить на то, чтобы отмежевать свой участок. Я считаю, что землю вообще нельзя делить на условные гектары или сотки. Каждый кусок нужно рассматривать как готовое поле или их совокупность, на котором может быть налажен или уже налажен процесс производства.

Кроме того следует отметить, что фермерство более активно развивается на плодородных почвах, вблизи населенных пунктов, поэтому часть земель сельскохозяйственного назначения в России не обрабатывается, превращаясь в залежь и зарастая лесом.

ГлавАгроном. Чувствуют ли, на Ваш взгляд, фермеры уверенность в завтрашнем дне?

Павел Богачев. По-прежнему есть случаи, когда участки, на которых фермеры работали много лет, продают или передают другому собственнику. Находятся юридические лазейки. Это существенно тормозит развитие сельского хозяйства, ведь будущее за точным земледелием. Через 10 лет без этого не сможем производить конкурентоспособную продукцию. На арендуемом участке нужно оцифровывать поля, проводить агрообследование, создавать карты для дифференцированного внесения удобрений и СЗР. А стоит ли, если участок могут, выражаясь по-народному, «отжать»? Поэтому не лишним будет подумать о защите фермеров от посягательств на землю.

Фото: Павел Богачев Фотография носит иллюстративный характер
Фото: Павел Богачев Фотография носит иллюстративный характер

ГлавАгроном. Это вы нарисовали портрет добросовестного арендатора. Но есть же у этой картины и обратная сторона?

Павел Богачев. Да. Бывают случаи, когда иностранные арендаторы доводили землю до такого состояния и обрабатывали такими «препаратами», после которых несколько лет не растут даже сорняки. Без рационального землепользования почва быстро истощается, подвергается эрозии и в таком состоянии передается владельцу по истечении аренды. Как говорится, не свое — не жалко. Значит законодательно необходимо закрепить механизм контроля за содержанием в почве гумуса, питательных веществ, не допуская истощения богатства, которое мы должны передать потомкам.

ГлавАгроном. Что будет способствовать развитию частного сельского хозяйства?

Павел Богачев. Для того, чтобы был правильный рынок земли, нужно создавать настоящую аграрную партию, поистине объединяющую всеобщие интересы. А сельское хозяйство — это, как я уже говорил, не только трактористы и доярки, а весь огромный комплекс, на фундаменте которого базируется экономика России, включающий фермерские, перерабатывающие, машиностроительные предприятия, энергетику, логистические и инженерные сети, сферу услуг. Сейчас я пока вижу какие-то «фольклорные» варианты партий и общественных объединений, которые часто, хотя и не всегда, возглавляют чиновники, давно оторванные от крестьянских корней.

У нас люди готовы часами рассуждать на темы макроэкономики, политики, мирового кризиса, но не могут порой решить бытовые вопросы во дворе многоквартирного дома. Порой такое ощущение, что россиян объединяет вместе только русский язык. Не умеют договариваться, вместе созидать. Порядок надо наводить снизу, сначала заниматься своим домом, улицей, городом, районом… Нужны сильные лидеры и сильное общество. Очень важен выбор сельских депутатов, глав администраций, ведь только настоящий руководитель может повести за собой людей. Нужна консолидация, в том числе и в решении земельных вопросов.

Стать хозяевами своей земли

Лес на сельхозугодьях: право выбора вместо штрафов

Узнавайте первыми самые актуальные новости сельского хозяйства России и мира на нашем сайте «ГлавАгроном».