Найти тему
Дневник оптимиста

Как возник завод по производству «пазиков»?

Павловский завод является крупнейшим производителем автобусов в нашей стране. Об этапах развития завода и некоторых его автобусах кратко описано ниже.

Автобус ПАЗ-651 - легендарный "пазик" - тряский и шумный выполнял 80% сельских и служебных перевозок пассажиров. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/6c9b6da4-d30a-4cfa-9031-1c9d7b45cc7c/s1200?webp=false
Автобус ПАЗ-651 - легендарный "пазик" - тряский и шумный выполнял 80% сельских и служебных перевозок пассажиров. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/6c9b6da4-d30a-4cfa-9031-1c9d7b45cc7c/s1200?webp=false

В Павлово-на-Оке в 32-м году ввели в строй завод с аббревиатурой ЗАТИ (автотракторного инструмента), который должен был снабжать своей продукцией Горьковский автозавод и другие предприятия отрасли. Так и было до войны. Во время войны, как большинство советских предприятий, ЗАТИ выпускал продукцию для армии.

Автолавку ПАЗ-659  создали специалисты ПАЗа и она стала первой экспортной продукцией завода. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2022048/49b00290-1450-41a1-aa05-bd926afda31b/s1200?webp=false
Автолавку ПАЗ-659 создали специалисты ПАЗа и она стала первой экспортной продукцией завода. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2022048/49b00290-1450-41a1-aa05-bd926afda31b/s1200?webp=false

Перемены случились в 52-м году, когда завод нарекли автобусным, предварительно передав ему оборудование, оснастку и документацию для производства автобуса ГЗА-651. Этот автобус стал первой профильной продукцией завода. Индекс автобуса изменили, он стал ПАЗ-651 и изготавливался с применением узлов ГАЗ-51. На его основе была создана автолавка, которую считают первой на Земле и продавали за границу.

Автобус ПАЗ-652 способствовал внедрению на заводе новых технологических процессов, для того времени прорывных, однако выполняли их не на должном уровне, что стало причиной малого ресурса кузова и большого количества претензий от перевозчиков. Адрес иллюстрации: https://pbs.twimg.com/media/EEReynJW4AAjOCu.jpg
Автобус ПАЗ-652 способствовал внедрению на заводе новых технологических процессов, для того времени прорывных, однако выполняли их не на должном уровне, что стало причиной малого ресурса кузова и большого количества претензий от перевозчиков. Адрес иллюстрации: https://pbs.twimg.com/media/EEReynJW4AAjOCu.jpg

Коллектив специалистов ПАЗа отличался талантливой смекалкой и стремлением к новому, что стало причиной постановки на конвейер своего первого автобуса уже в 58-м году. Он получил кузов вагонной компоновки на 23 места со створчатыми дверями. Автобус назвали ПАЗ-652, его несущий кузов стал новинкой в автобусостроении СССР. Через пять лет его модернизировали с целью повышения надёжности кузова, добавив к индексу букву «Б».

Элегантный ПАЗ-665Т "Турист" понравился публике Французской Ривьеры 1967 года и получил приз французского президента. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1895087/2b7c2c3b-9a98-46f3-8f2f-c407e8d2853d/s1200?webp=false
Элегантный ПАЗ-665Т "Турист" понравился публике Французской Ривьеры 1967 года и получил приз французского президента. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1895087/2b7c2c3b-9a98-46f3-8f2f-c407e8d2853d/s1200?webp=false

На его основе был разработан экспериментальный ПАЗ-655Т туристического класса, который серийно не выпускался, однако смог получить во Франции приз за лучший дизайн.

На ПАЗ-672 применили агрегаты третьего поколения газовских грузовиков, что повысило его ресурс до 320 (впоследствии до 350) тысяч километров. Источник: https://i.artfile.me/wallpaper/22-09-2019/1920x1322/paz--672-avtomobili-avtobusy-doroga-retr-1479502.jpg
На ПАЗ-672 применили агрегаты третьего поколения газовских грузовиков, что повысило его ресурс до 320 (впоследствии до 350) тысяч километров. Источник: https://i.artfile.me/wallpaper/22-09-2019/1920x1322/paz--672-avtomobili-avtobusy-doroga-retr-1479502.jpg

Спустя 10 лет ПАЗ-652 модернизируют и он становится ПАЗ-672, который запускают в производство, не останавливая его, что было осуществлено впервые в советском автобусостроении. 672-й строился с использованием узлов ГАЗ-53 и стал наиболее распространённым советским автобусом.

Полноприводный ПАЗ-3201 значительно расширил область применения павловских автобусов. Источник: https://3.bp.blogspot.com/-IhncSFRi8u4/VTqJferSN_I/AAAAAAAABhU/5hxT7kKofHg/s1600/paz_3201ps_opytnyj_2.jpeg
Полноприводный ПАЗ-3201 значительно расширил область применения павловских автобусов. Источник: https://3.bp.blogspot.com/-IhncSFRi8u4/VTqJferSN_I/AAAAAAAABhU/5hxT7kKofHg/s1600/paz_3201ps_opytnyj_2.jpeg

На его основе был создан полноприводный ПАЗ-3201 с одной дверью и 26 местами. Основной модели и почти трёх десятка модификаций было выпущено свыше 288 тысяч. Автобус пользовался спросом более чем в 30 станах мира на всех континентах, кроме Северной Америки и Австралии.

ПАЗ-3205 запустили в производство в СССР и он, с модификациями, стал самым массовым павловским автобусом. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/1992150/f1542080da29db1e1b568f147bdf34c3/1200x900
ПАЗ-3205 запустили в производство в СССР и он, с модификациями, стал самым массовым павловским автобусом. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/1992150/f1542080da29db1e1b568f147bdf34c3/1200x900

Конец 89-го года ознаменовался началом производства ПАЗ-3205. Он получит свыше 50 модификаций различного назначения, степени отделки и применяемых моторов, свыше десяти из которых ещё выпускаются серийно.

ПАЗ-4234 успешно экспортируется, конкурируя на рынке с Мерседесами. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2131711/03f222d103dce3b35892fbb18544c0d0/1200x900
ПАЗ-4234 успешно экспортируется, конкурируя на рынке с Мерседесами. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2131711/03f222d103dce3b35892fbb18544c0d0/1200x900

Удлинённый ПАЗ-4234, снабжённый дизельным двигателем, приглянулся перевозчикам Монголии и Венесуэлы, куда поставляется с американским мотором, работающим на газе, и автоматической КПП.

Современный красавец «Вектор Некст» постепенно замещает своих сородичей на городских и пригородных перевозках. Источник: https://reis.zr.ru/img/novye_versii_avtobusa_vektor_next/novye_versii_avtobusa_vektor_next_id5.jpg
Современный красавец «Вектор Некст» постепенно замещает своих сородичей на городских и пригородных перевозках. Источник: https://reis.zr.ru/img/novye_versii_avtobusa_vektor_next/novye_versii_avtobusa_vektor_next_id5.jpg

ПАЗ, входящий в десятку мировых производителей автобусов, смог пережить лихие девяностые, продолжает совершенствовать продукцию, разрабатывать новые модели и выпускать несколько десятков автобусов малого и среднего класса, которые выполняют более половины пассажирских перевозок в стране.

-11

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

-12