В этой статье я буду писать о вполне очевидных вещах, которые старательно обходятся стороной многими, что вносит серьёзную путаницу в понимание фундаментальных вещей.
Вся история иудаизма делится на периоды. Нас интересуют те из них, что были до возникновения христианства. Таким образом это поможет нам осознать откуда происходят идеи, которые впоследствии легли в основу той религии, которая является одной из самых значимых в мире. Рассмотрим первые два периода - Библейский и период Первого Храма. Библейский период охватывает время от сотворения мира по еврейскому календарю до прихода в Израиль из египетского плена. Период Первого Храма это время, когда был построен и позже разрушен Первый Храм, то есть 950-586 года до нашей эры.
Всё это время по представлениям евреев Бог не является единственным. Признаётся существование других Богов у других народов, но Элохим — это Бог, заключивший с народом Израиля завет. Древнейшие писания евреев, относящиеся к этому времени называют Бога Элохим (множественное число от слова «Эл»), но при этом весь текст построен таким образом, как если бы слово Элохим было написано в единственном числе. В дальнейшем Моисею открывается, что имя Бога — Яхве. Поэтому ранний период развития иудаизма называют Яхвизмом.
Многие учёные считают, что идея завета между Богом и людьми имеет исток в более древних ближневосточных религиозных культах. Согласно библейских текстов завет нуждается в постоянном обновлении, так как с отступлением людей от требований завета, он теряет силу. Так в Библии завет с Богом заключался и возобновлялся множество раз: при участии Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида и других.
Итак, в эти периоды Яхве — племенной Бог Израиля, самый главный и могущественный из Богов по их представлениям. Поклоняться и приносить жертвы нужно только ему. Суть завета с Богом состояла в том, что народу Израиля обещалась земля обетованная, победы над другими народами, последующее доминирование над всем миром в обмен на поклонение Яхве как единственному и строгое следование правилам, которое и будет способствовать всем обещанным победам. Практиковались обильные жертвоприношения животных с последующим их сожжением и окропление кровью. Жертвоприношение первенцев обычно было ритуальным с заменой ребёнка на животное. Был период во времена Первого Храма, когда часть евреев почитала богиню Иштар (Ашера) как супругу Яхве. Душа человека считалась связанной только с телом и переходила от отца к старшему сыну после смерти отца и от матери к старшей дочери после смерти матери.
Никаких представлений о вечной жизни и конце света ещё не было. Была вера в наказание за непослушание и вера в пророков, которые могут передавать людям божественную волю. Именно эта вера в пророков и стала тем фактором, который позволил данной религии развиваться и выжить. Хотя во времена Первого Храма пророки находились в жёсткой оппозиции к государству. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что среди идей изначального иудаизма ещё не было ничего, что впоследствии легло в основу христианства.
Достаточно часто можно услышать резкую критику в сторону иудаизма, связанную с насыщенностью древнейших текстов высказываниями и рекомендациями, которые с точки зрения современных людей носят негативный характер. Не стоит забывать, что эти тексты писались очень давно. И, если вы составите себе труд прочитать сохранившиеся древние эпосы и других народов, то поймёте, что далеко не все они такие светлые как русские сказки. Некоторые древнейшие сказания с точки зрения современной морали и понятий о добре и зле неприемлемы. Особенно, если этот древний народ жил разбоем, так что вероломство и обман считались заслугой. Поэтому не нужно демонизировать исключительно евреев. Но не следует также искать хорошие интерпретации, способные примирить Библию с современными представлениями, выдумывать всевозможные трактовки, пытаясь «влить молодое вино в старые мехи», тем более, что это не наши «мехи». Не нужно Ветхий Завет смешивать с христианством, лучше сосредоточить своё внимание на тех учениях, которые реально несли в себе те идеи, которые легли в основу христианства.
Все эти идеи появляются в иудаизме только в период Второго Храма, который начинается после возвращения евреев из вавилонского плена. Вавилонский плен — это страшная трагедия еврейского народа, но следствием этих событий был гигантский толчок в развитии. Сам по себе Вавилон в те времена был бесспорной культурной столицей мира. Это был огромный город, намного превышающий своими размерами и великолепием Иерусалим. Множество самых разных народов варилось в этом котле. Всё самое низкое и самое возвышенное, всё было там. Всем известные образы вавилонской башни и вавилонской блудницы родом оттуда. Но корень апокалиптического и крайне негативного окраса этих образов лежит в самом факте плена и стремлении противостоять ассимиляции, а не в том, что Вавилон на самом деле представлял из себя олицетворение греха и зла. Так что изначально образ падения Вавилона - это о падении и разрушении большого города. В современной же интерпретации Вавилон связан с идеей богоборчества и смешения.
Но вернёмся к периоду Второго Храма. Он начинается после освобождения из плена. Это происходит в VI в. до н.э. Освободителем становится царь Кир II Великий, который в Библии назван Машиахом, то есть Мессией и Помазанником Божьим. Царь Кир исповедовал зороастризм и основал Персидскую империю. Как раз после знакомства евреев с идеями зороастризма, в иудаизме появляется понятие о бессмертной душе, воскрешении, идея что существует только один Бог, который является Богом для всех народов. Кроме того сама концепция прихода Мессии — это тоже из зороастризма.
Однако мессианская идея была евреями понята весьма своеобразно. Изначально слово «машиах» означало «помазанник», то есть любой вождь или израильский первосвященник, который помазан священным елеем. Потом «машиах» стал ожидаемым великим освободителем, который восстановит Израиль и уничтожит всех его врагов. Впоследствии ведическая идея о приходе Спасителей Мира в представлениях евреев слилась с концепцией завета с Богом и богоизбранности еврейского народа. Поэтому они до сих пор ждут Мессию не просто как Спасителя для всего мира, а как успешного Израильского царя.
Читать продолжение: Корректно ли христианство называть авраамической религией? (продолжение)
Читать далее: Открываем тайну дольменов. Новый взгляд.