В одной из предыдущих статей я уже поднимала этот вопрос. Буддизм почему-то не принято называть индуистской религией, несмотря на то, что буддизм содержит в себе некоторое сходство в концептуальных идеях с индуизмом и возник на почве индуизма. Так почему же тогда христианство упорно «притягивают за уши» к иудаизму? Да, христианство зарождалось среди евреев, но в плане концепций не содержит в себе ничего, что досталось иудаизму в наследство от Авраама и того Яхвизма, который существовал до периода Второго храма.
В период Второго храма, начавшийся после освобождения из Вавилонского плена, иудаизм претерпевает колоссальные изменения. Конечно сам факт плена, нарушение уклада жизни, близкое знакомство с верованиями и культурой других народов способствовало этим изменениям. В этот период происходит запись старинных преданий, с параллельным их переосмыслением и обильным дополнением. В 622 году до н. э. чудесным образом «обретается» в новом Иерусалимском храме книга Второзакония. Принятие новых идей, таких как творение мира за шесть дней, воскрешение из мёртвых, ожидание прихода Мессии и появление Сатаны (Сатана) происходит тоже в этот период. В результате всего этого «идейного брожения» и политических причин, иудаизм раскололся на различные течения, отличающиеся кроме прочего и по степени принятия этих новых идей. Влияние зороастризма на иудаизм было очень сильным.
Но влияние зороастризма на христианство было просто колоссальным. Такое влияние происходило как опосредованно через влияние на иудаизм, так и непосредственно. Вообще бок о бок с зороастризмом евреи существовали сначала 200 лет в составе империи Ахеменидов начиная от освобождения Киром из Вавилонского плена и до падения Персидской империи в 330 году до н. э.. А после 226 года до н. э. вплоть до исламского завоевания в 652 году продолжали соседствовать и очень тесно контактировать (часть евреев вообще не спешила покидать Вавилон) с зороастрийским государством Сасанидов.
Предлагаю рассмотреть ряд основных идей, высказанных арийским пророком Заратуштрой, которые имеют своё непосредственное продолжение в христианстве.
- Представление о Святом Духе (в зороастризме Спента Манью) — как о активном принципе, посредством которого был сотворён наш мир, представление о нечистом Духе и Сатане (Ангра Майнью).
- Учение о бессмертии души, о воскрешении в конце времён, о Страшном суде, после которого будут истреблены все грешники.
- Понятие о рае и аде.
- Семь Бессмертных Святых и язаты из зороастризма дали толчок к формированию ангелологии.
- Учение о приходе Спасителей (Саошьянтов). Приход последнего из Спасителей перед Страшным судом.
Впервые новое понимание грядущего Мессии, как духовного спасителя всего мира, а не как национального освободителя, появляется у «второго» Исайи, писавшего свои пророчества уже после знакомства с идеями зороастрзма. Именно его тексты предсказывают приход Иисуса Христа, который будет "Светом народов, чтобы Спасение дошло до краев Земли". А вот для сравнения текст из Авестийского Фарвардин-яшта:
«Который станет Саошьянтом [Спасителем] Победоносным по имени, Астват-эретой [Воплощающим праведность] по имени, когда он, Спаситель, весь мир плотский спасёт, когда он, Воплощающий праведность, обладая телом и жизненной силой, восстановит телесное (бытие) неуязвимым, чтобы противостоять двуногому роду Лжи, чтобы противостоять режущему праведников врагу.» (Карде 28, Стих 129)
«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Матф. 4: 23). Даже само словосочетание «благая весть», которую нёс Иисус, перекликается с названием священной книги зороастризма Авестой. Слово «Авеста» переводят на русский язык как «первая весть» и «благая весть».
Из существовавших на тот момент течений иудаизма наиболее подвержены персидскому влиянию были фарисеи и есссеи. Все исследователи кумранских свитков отмечают, что в рукописях встречается иранская лексика. Само мировоззрение ессеев во многом созвучно с идеями зороастризма. По мнению многих исследователей Иоанн Креститель мог быть выходцем из среды ессеев. Ессеи, как и зороастрийцы, уделяли большое внимание ритуальной чистоте и практиковали омовение.
В связи с этим вспоминается эпизод крещения Иисуса у Иоанна. В чём был смысл этого крещения? Действительно, во-первых, как утверждается, Иисус был безгрешным. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Он не нуждался в таком покаянии и очищении. Во-вторых, судя по тому, что в Его рождении принимал непосредственное участие Святой Дух, а отцом является Творец, необходимости в повторном схождении Святого Духа тоже не должно было возникнуть. Однако Иисус говорит, что так было сделать необходимо. Зачем? Всё очень просто. Дело в том, что по предсказаниям Заратуштры, новые Спасители, которые придут в мир, будут Его "сыновьями". Я это понимаю, как указание на приемственность на духовном уровне. Причём связь между Заратуштрой и новым пророком должна будет произойти посредством омовения в водном источнике. Более позднюю легенду, что в озере должна искупаться праведная девственница, чтобы стать матерью Спасителя я не беру в расчёт. Но и эта история нам напоминает о непорочном зачатии, описанном в евангелии.
Ещё одна параллель между христианством и зороастризмом прослеживается в словах Иисуса : «нет пророка в своем отечестве» (Мф 13:53). Конечно, многих пророков во времена Ветхого Завета преследовали и даже убивали. Но они оставались пророками своего отечества! Много ли вы знаете еврейских пророков, ставших учителями для других народов, до Иисуса? А Заратуштра был таким пророком. Учение Заратуштры не было воспринято соплеменниками от слова совсем. Только через десять лет проповедей и скитаний по другим землям Он нашёл своих последователей. Так не о участи ли Заратуштры шла речь?
Ну и наконец история о трёх волхвах, рассказанная в евангелии от Матфея — это прямое упоминание прихода трёх зороастрийских жрецов к новому Мессии, рождение которого было предсказано Заратуштрой. Если правильно перевести, то речь в евангелии идёт не о каких-то странных царях или волхвах, а о магах. Магами в те времена называли только зороастрийских жрецов и никого больше. Как вы думаете, повзрослев, Иисус заинтересовался этим эпизодом своей биографии? Куда тогда Он пошёл, чтобы получить ответы на свои вопросы? Где Он был в те годы, о которых мы ничего не знаем? В далёкой и чуждой Индии? Может на Тибете? Зачем так сложно, когда Маги были рядом и говорили на том же арамейском языке — языке международного общения в те времена!
Таким образом далеко не идеи иудаизма были той почвой, на которой появилось учение Христа.
Читать далее: Корректно ли христианство называть авраамической религией? (начало)
Читать далее: Открываем тайну дольменов. Новый взгляд.