Найти тему

РЖД хочет строить модульные посадочные платформы: хорошая задумка и плохая реализация.

Оглавление

На странице Центра инновационного развития ОАО «РЖД» появилась информация о проведении открытого запроса на поиск инновационных решений по разработке типового проекта модульной посадочной платформы. Необходимость в этом объясняется тем, что сейчас строительство, реконструкция и модернизация пассажирских платформ осуществляется, как правило, по типовой технологии с применением железобетонных конструкций. Срок их строительства (от начала проектирования до ввода в эксплуатацию) составляет 3 - 4 года, что "в условиях растущей динамики пассажиропотока пригородных перевозок" (цитата из документа)* оказывается слишком долго и дорого.

* - на самом деле это не так, пассажиропоток растёт только на московском узле, а в среднем по России постоянно снижается. С динамикой пассажиропотока пригородных перевозок за 2005 - 2018 годы можно ознакомиться здесь.

Новое решение должно модульной типовой платформы должно:

  • Сократить время работ по строительству пассажирских платформ до 1 (одного) календарного года.
  • Обеспечить возможность тиражирования типового проекта в различных условиях, в зависимости от требуемых технических параметров (длина и ширина), вида платформы (боковая, островная), высоты платформы (высокие – высотой 1100 мм от уровня головки рельса (УГР) (1920 мм от оси пути) и низкие – 200 мм над головкой рельса (1745 мм от оси пути)).
  • Отвечать требованиям действующего законодательства, ГОСТов и иных нормативных документов, включая СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  • Быть сертифицированным установленным порядком в Российской федерации.

Также дополнительно отмечено, что:

  • поверхности платформ и сходов должны быть ровными, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами;
    - применяемый в проекте вид покрытия поверхности должен быть твердым, прочным, ремонтопригодным, экологичным;
  • граница опасной зоны у края платформы (зона, в которой пассажирам нельзя находиться при движении поезда) со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, располагающееся на расстоянии 750 мм от края платформы;
  • должны предусматриваться пандусы для маломобильных групп пассажиров (инвалидов, пассажиров с детскими колясками и других);
  • для граждан с ослабленным зрением непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.

Заявки принимаются с 1 июня по 31 июля 2020 года.

А что тут не так?

Сама по себе идея ускорить и удешевить строительство и реконструкцию посадочных платформ - правильная и нужная. Есть очень много примеров линий, где расположение пригородных платформ устарело, и его нужно пересматривать с учётом сложившейся вокруг структуры застройки, подъездов для общественного транспорта и пешеходных подходов. Особенно это актуально в агломерациях крупных городов, где часто неудачное расположение остановок электричек тормозит развитие этого вида транспорта. Если будет возможность строить новые платформы и переделывать старые быстрее и дешевле, этим многие воспользуются (по крайней мере, будем на это надеяться).

О.п. Нижняя Ельцовка (Новосибирск) находится в лесу в 600 метрах от жилого микрорайона и остановки уличного общественного транспорта.  Хотя можно сделать её на порядок ближе, но нужны деньги на перенос.
О.п. Нижняя Ельцовка (Новосибирск) находится в лесу в 600 метрах от жилого микрорайона и остановки уличного общественного транспорта. Хотя можно сделать её на порядок ближе, но нужны деньги на перенос.

Но проблема в том, что, представленное техзадание для проекта новых модульных платформ базируется на устаревшей нормативно-технической базе. Она предусматривает только два стандарта высоты платформ - 200 мм и 1100 мм над УГР. Оба стандарта не позволяют организовать горизонтальную бесступенчатую посадку с платформ в имеющийся подвижной состав. Так, разница между уровнем пола в электропоездах типа ЭД4(9)М, ЭП2(3)Д, ЭС1(2Г) "Ласточка" и высокой платформой 1100 мм составляет 30 см, а низкой платформой 200 мм - 120 см (свыше 2/3 роста среднестатистического человека!). То есть, в частности, самостоятельно инвалид-колясочник сесть с таких платформ в электропоезд не сможет.

И если для высоких платформ это решается раскладываемым пандусом (а в возможной перспективе, переходом на подвижной состав с уровнем пола около 1150 мм над УГР), то для низких платформ решения просто нет. Гидравлические подъёмники, которыми оснащают все новые электропоезда для формального соблюдения требований федерального закона о социальной защите инвалидов, невозможно использовать на регулярной основе, ибо подъём или спуск с его помощью занимает около 5 минут. Для городского или пригородного электропоезда это недопустимо долгое время.

Подъёмник для посадки-высадки инвалидов-колясочников с низких платформ в действии. Такое можно увидеть только на презентациях, в реальной эксплуатации они не применяются. Фото chita.ru
Подъёмник для посадки-высадки инвалидов-колясочников с низких платформ в действии. Такое можно увидеть только на презентациях, в реальной эксплуатации они не применяются. Фото chita.ru

В странах Западной и Восточной Европы уже давно нашли решение, применяя подвижной состав с пониженным уровнем пола и средние платформы высотой 550 или 760 мм от УГР. Это позволило организовать полностью бесступенчатую посадку-высадку, доступную для всех категорий граждан. В России, где подавляющее большинство регионов не имеет высоких платформ (либо их доля ничтожна), необходимость внедрения низкопольных электро- и дизель-поездов и средних платформ хотя бы в наиболее загруженных узлах и агломерациях городов-миллионников уже давно назрела. Но это почти никак не отображено в имеющейся нормативно-технической базе. Правда, несколько лет назад возможность появления низкого пола в электропоездах и средних (550 мм от УГР) платформ была добавлена в ГОСТы, но их по-прежнему нет ПТЭ (плавила технической эксплуатации) железнодорожного транспорта и других внутренних РЖДшных документах. И, как видим, при разработке новых проектов типовых платформ (а также и нового подвижного состава) такого стандарта в техзадании даже не предусмотрено...

Горизонтальная посадка со средней платформы 550 мм от УГР в электропоезд с низким (600 мм от УГР) полом. Снято в Чехии, но низкопольные электропоезда и средние платформы применяются и на колее 1520 мм (в Финляндии, Эстонии, Литве, Белоруссии и др.). Фото https://gre4ark.livejournal.com
Горизонтальная посадка со средней платформы 550 мм от УГР в электропоезд с низким (600 мм от УГР) полом. Снято в Чехии, но низкопольные электропоезда и средние платформы применяются и на колее 1520 мм (в Финляндии, Эстонии, Литве, Белоруссии и др.). Фото https://gre4ark.livejournal.com

Ну и второй момент, не такой глобальный, но также крайне немаловажный. В техзадании на проект модульной посадочной платформы ничего не сказано о таких немаловажных в наше время вещах, как юзабилити, эстетика и дружелюбие к человеку окружающей среды. А это ведь тоже важная составляющая для привлечения пассажиров. К сожалению, все применяемые на РЖД модульные конструкции (например, посты ЭЦ) жутко уродливы, если тоже будет с посадочными платформами, то это грустно. Понятно, что индивидуальные архитектурные решения дороги, но можно можно сделать просто и симпатично даже в рамках типовых решений (это, например, неплохо умели делать даже в СССР). Но нынешний подход к конкурсу намекает, что скорее всего этим никто не озаботится...

Пандус на низкую (200 мм от УГР) платформу на о.п. 52 км (Новосибирская область). На высокую платформу он был бы ещё метров на 6 длиннее.
Пандус на низкую (200 мм от УГР) платформу на о.п. 52 км (Новосибирская область). На высокую платформу он был бы ещё метров на 6 длиннее.

Поэтому, боюсь, нас ждут и дальше страшненькие неудобные платформы с дикими лабиринтами пандусов, которые будут делать только для соблюдения формальных требований. Но зато всё в соответствии с ФЗ и по действующим ПТЭ и ГОСТам.

Здесь вы можете прочитать о проектах новых электропоездов для регионов России. В том числе и о первом отечественном проекте электропоезда с низким полом ЭП5ДА.

Понравилась статья? Ставьте лайк и пишите комментарии ;) А также подписывайтесь на канал, мы будем следить за всеми новостями пригородного железнодорожного транспорта.