На странице Центра инновационного развития ОАО «РЖД» появилась информация о проведении открытого запроса на поиск инновационных решений по разработке типового проекта модульной посадочной платформы. Необходимость в этом объясняется тем, что сейчас строительство, реконструкция и модернизация пассажирских платформ осуществляется, как правило, по типовой технологии с применением железобетонных конструкций. Срок их строительства (от начала проектирования до ввода в эксплуатацию) составляет 3 - 4 года, что "в условиях растущей динамики пассажиропотока пригородных перевозок" (цитата из документа)* оказывается слишком долго и дорого.
* - на самом деле это не так, пассажиропоток растёт только на московском узле, а в среднем по России постоянно снижается. С динамикой пассажиропотока пригородных перевозок за 2005 - 2018 годы можно ознакомиться здесь.
Новое решение должно модульной типовой платформы должно:
- Сократить время работ по строительству пассажирских платформ до 1 (одного) календарного года.
- Обеспечить возможность тиражирования типового проекта в различных условиях, в зависимости от требуемых технических параметров (длина и ширина), вида платформы (боковая, островная), высоты платформы (высокие – высотой 1100 мм от уровня головки рельса (УГР) (1920 мм от оси пути) и низкие – 200 мм над головкой рельса (1745 мм от оси пути)).
- Отвечать требованиям действующего законодательства, ГОСТов и иных нормативных документов, включая СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
- Быть сертифицированным установленным порядком в Российской федерации.
Также дополнительно отмечено, что:
- поверхности платформ и сходов должны быть ровными, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами;
- применяемый в проекте вид покрытия поверхности должен быть твердым, прочным, ремонтопригодным, экологичным; - граница опасной зоны у края платформы (зона, в которой пассажирам нельзя находиться при движении поезда) со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, располагающееся на расстоянии 750 мм от края платформы;
- должны предусматриваться пандусы для маломобильных групп пассажиров (инвалидов, пассажиров с детскими колясками и других);
- для граждан с ослабленным зрением непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.
Заявки принимаются с 1 июня по 31 июля 2020 года.
А что тут не так?
Сама по себе идея ускорить и удешевить строительство и реконструкцию посадочных платформ - правильная и нужная. Есть очень много примеров линий, где расположение пригородных платформ устарело, и его нужно пересматривать с учётом сложившейся вокруг структуры застройки, подъездов для общественного транспорта и пешеходных подходов. Особенно это актуально в агломерациях крупных городов, где часто неудачное расположение остановок электричек тормозит развитие этого вида транспорта. Если будет возможность строить новые платформы и переделывать старые быстрее и дешевле, этим многие воспользуются (по крайней мере, будем на это надеяться).
Но проблема в том, что, представленное техзадание для проекта новых модульных платформ базируется на устаревшей нормативно-технической базе. Она предусматривает только два стандарта высоты платформ - 200 мм и 1100 мм над УГР. Оба стандарта не позволяют организовать горизонтальную бесступенчатую посадку с платформ в имеющийся подвижной состав. Так, разница между уровнем пола в электропоездах типа ЭД4(9)М, ЭП2(3)Д, ЭС1(2Г) "Ласточка" и высокой платформой 1100 мм составляет 30 см, а низкой платформой 200 мм - 120 см (свыше 2/3 роста среднестатистического человека!). То есть, в частности, самостоятельно инвалид-колясочник сесть с таких платформ в электропоезд не сможет.
И если для высоких платформ это решается раскладываемым пандусом (а в возможной перспективе, переходом на подвижной состав с уровнем пола около 1150 мм над УГР), то для низких платформ решения просто нет. Гидравлические подъёмники, которыми оснащают все новые электропоезда для формального соблюдения требований федерального закона о социальной защите инвалидов, невозможно использовать на регулярной основе, ибо подъём или спуск с его помощью занимает около 5 минут. Для городского или пригородного электропоезда это недопустимо долгое время.
В странах Западной и Восточной Европы уже давно нашли решение, применяя подвижной состав с пониженным уровнем пола и средние платформы высотой 550 или 760 мм от УГР. Это позволило организовать полностью бесступенчатую посадку-высадку, доступную для всех категорий граждан. В России, где подавляющее большинство регионов не имеет высоких платформ (либо их доля ничтожна), необходимость внедрения низкопольных электро- и дизель-поездов и средних платформ хотя бы в наиболее загруженных узлах и агломерациях городов-миллионников уже давно назрела. Но это почти никак не отображено в имеющейся нормативно-технической базе. Правда, несколько лет назад возможность появления низкого пола в электропоездах и средних (550 мм от УГР) платформ была добавлена в ГОСТы, но их по-прежнему нет ПТЭ (плавила технической эксплуатации) железнодорожного транспорта и других внутренних РЖДшных документах. И, как видим, при разработке новых проектов типовых платформ (а также и нового подвижного состава) такого стандарта в техзадании даже не предусмотрено...
Ну и второй момент, не такой глобальный, но также крайне немаловажный. В техзадании на проект модульной посадочной платформы ничего не сказано о таких немаловажных в наше время вещах, как юзабилити, эстетика и дружелюбие к человеку окружающей среды. А это ведь тоже важная составляющая для привлечения пассажиров. К сожалению, все применяемые на РЖД модульные конструкции (например, посты ЭЦ) жутко уродливы, если тоже будет с посадочными платформами, то это грустно. Понятно, что индивидуальные архитектурные решения дороги, но можно можно сделать просто и симпатично даже в рамках типовых решений (это, например, неплохо умели делать даже в СССР). Но нынешний подход к конкурсу намекает, что скорее всего этим никто не озаботится...
Поэтому, боюсь, нас ждут и дальше страшненькие неудобные платформы с дикими лабиринтами пандусов, которые будут делать только для соблюдения формальных требований. Но зато всё в соответствии с ФЗ и по действующим ПТЭ и ГОСТам.
Здесь вы можете прочитать о проектах новых электропоездов для регионов России. В том числе и о первом отечественном проекте электропоезда с низким полом ЭП5ДА.