Найти в Дзене
HSE специалист

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА. 4 ШАГА К БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Проведение оценки профессиональных рисков является жизненно важным этапом в обеспечении безопасности производственной деятельности в любой организации. Данная процедура позволяет работодателям как выполнить правовые требования по созданию безопасных условий труда на рабочих местах, так и выработать соответствующие меры, обеспечивающие защиту жизни и здоровья своих работников от возможных инцидентов. К сожалению, устранение всех рисков невозможно. Но согласитесь, что лучше «подстелить соломку», чем иметь дело с последствиями несчастного случая или аварии.

Приглашаем Вас протестировать наш проект - бесплатную программу оценки рисков, которая будет автоматически формировать документы с результатами проведенной вами оценки рисков. а также мероприятиями по их минимизации.
Проведение оценки профессиональных рисков является жизненно важным этапом в обеспечении безопасности производственной деятельности в любой организации. Данная процедура позволяет работодателям как выполнить правовые требования по созданию безопасных условий труда на рабочих местах, так и выработать соответствующие меры, обеспечивающие защиту жизни и здоровья своих работников от возможных инцидентов. К сожалению, устранение всех рисков невозможно. Но согласитесь, что лучше «подстелить соломку», чем иметь дело с последствиями несчастного случая или аварии. Приглашаем Вас протестировать наш проект - бесплатную программу оценки рисков, которая будет автоматически формировать документы с результатами проведенной вами оценки рисков. а также мероприятиями по их минимизации.

Как проводить оценку рисков

Для небольших организаций самостоятельное проведение оценки рисков является вполне обычным и посильным делом. Для более крупных организаций использование внешних консультантов для выполнения этой задачи может быть более эффективным.

Существует около 4 этапов, связанных с проведением оценки риска.

Шаг 1: Анализ опасностей и определение опасных факторов

Чтобы самостоятельно провести оценку рисков, начните с определения области работ, подлежащих оценке. Возможно, вы хотите улучшить вопросы безопасности труда работника на складе, или хотите определить области риска для офисного сотрудника. Какой бы ни была ваша цель, определите ее четко.

Определив область оценки риска, приступайте к декомпозиции работ, выполняемых сотрудником. Детализация процесса выполнения работ сотрудником не должно быть излишней. Помните, что Вы всегда можете привлечь к описанию работы сотрудника, который выполняет эту работу.

Имея детальное описание процесса выполнения работ Вы сможете определить опасности – идентифицировать опасности.

Опасность - это небезопасное состояние, которое может привести к травме или болезни сотрудника.

Чтобы идентифицировать опасность, проанализируйте каждый этап выполняемых сотрудником работ и задайте себе вопрос: Что может пойти не так? Например, «работник может поскользнутся на ровной поверхности?», или «существует ли потенциальное воздействие тепла, холода, шума или ионизирующего излучения на работника?».

Следует сказать, что Минтруд существенно облегчил нам с Вами работу по идентификации опасностей, составив перечень опасностей, включенных в Типовое положение системы управления охраной труда (Приказ Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда»). Вам остается только выбрать из опубликованного перечня опасность, соответствующую определенному этапу работ и внести ее таблицу оценки рисков.

-2

Шаг 2: Оценка рисков и принятие решения о превентивных мерах

Определяем вероятность

Для каждой опасности определите вероятность ее возникновения. Это может быть измерено как вероятность (от 0 до 100%, от 0 до 1) или как частота. Затем, основываясь на вероятности для каждой идентифицированной опасности, которая может нанести возможный вред работнику, выберите, какое утверждение наиболее точно описывает эту вероятность, ответив на вопрос: Случались ли ранее подобные опасные события на рабочем месте?

1. Часто - более одного случая в течение года. Вероятность события является очень высокой.

2. Возможно – имели место быть раз в год. Вероятность события является высокой.

3. Маловероятно - имели место быть за последние 3 года. Вероятность события находится на среднем уровне.

4. Редко - имели место быть за последние 5 лет. Вероятность события является низкой.

5. Очень редко - не имели место быть за последние 5 лет. Вероятность события является незначительной.

-3

Определяем тяжесть последствия

Таким же образом, как и выше, рассчитайте тяжесть последствий, используя, например, качественные измерения ущерба. Затем, исходя из величины последствий, выберите, какое определение наиболее точно описывает ущерб, ответив на вопрос: Какие могут быть последствия идентифицированной вами опасности, в случае ее реализации? И выберите один из уровней:

1. Критический – групповой несчастный случай/несчастный случай со смертельным исходом.

2. Высокий – тяжелый несчастный случай.

3. Значительный - несчастный случай, повлекший легкие повреждения здоровья и временную потерю трудоспособности (свыше 5-и рабочих дней).

4. Умеренный – травма, с необходимостью медицинского вмешательства, без или с временной потерей трудоспособности (до 5-и рабочих дней).

5. Минимальный – микротравма, без потери трудоспособности.

-4

Рассчитываем уровень Риска

Назначьте каждой опасности соответствующий уровень риска, основываясь на вероятности и уровне последствий, которые вы уже определили. Например, опасность, которая очень вероятно произойдет и будет иметь крупные потери, получит более высокую оценку риска, чем опасность, которая маловероятна и причинит мало вреда.

Рейтинги рисков основаны на вашем собственном (экспертном) мнении и делятся на четыре группы:

1. Недопустимый риск – необходимо немедленно принять необходимые меры предосторожности и прекратить работы.

2. Высокий риск – риск должен быть снижен в течение короткого периода времени (например, в течение месяца).

3. Серьезный риск – риск должен быть снижен в течение длительного периода времени (например, в течение года).

4. Приемлемый риск – принимаемые меры не являются приоритетными, поскольку несущая их опасность обычно не являются существенной угрозой.

Определить риск (его значение) проще всего используя такой инструмент визуализации, как матрица рисков. Дело в том, что матрица оценки рисков упрощает получение информации, позволяя определить основные угрозы просто взглянув на таблицу. Это удобство делает ее ключевым инструментом в процессе управления рисками.

Каждая матрица оценки риска имеет две оси: одна из которых измеряет последствия, а другая измеряет вероятность.

Чтобы использовать матрицу рисков, внесите данные из формы оценки рисков в матрицу.

Зеленый-это приемлемый риск

Желтый - это серьезный риск

Оранжевый - это высокий риск

Красный-это недопустимый риск.

-5
-6

Шаг 3: Создание плана действий

Создайте отчет о проведении оценки рисков и реализуйте мероприятия по управлению рисками, которые Вы определили.

Важное правило! Периодическое проведение оценки рисков каждого рабочего места позволит повысить Вашу осведомленность об опасностях и снизит вероятность наступления несчастных случаев.

В вашем плане действий по борьбе с риском будут изложены шаги по устранению опасности, снижению ее вероятности, уменьшению ее воздействия и принятию ответных мер в случае ее возникновения.

У вас в организации внедрена процедура near miss? Не забудьте задокументировать эти события как риск.

-7

4 шаг. Реагирование на риски

После того, как вы закончите формирование своего плана, определите меры управления рисками или рассмотрите вопрос об изменении существующих мер, соблюдая следующую приоритетность мер по снижению рисков:

1. Первый вариант. Вы можете «принять» риск, если стоимость контрмер превысит предполагаемые потери.

2. Снижение вреда является вторым вариантом. Чтобы уменьшить последствия риска, разработайте план смягчения последствий для минимизации потенциального вреда, например:

− замена одного риска другим (замена существенных для оценки риска элементов производственного процесса – оборудования, материалов, технологии выполнения работ и др.);

− применение технических мер управления рисками (экраны, блокировки, ограждения, применение средств коллективной защиты и др.);

− применение плакатов и знаков безопасности и/или административных мер управления рисками (инструктажи, страховка, работы по нарядам-допускам и др.);

− применение средств индивидуальной защиты.

3. Третий вариант - это избежать риск, полностью устранив опасность (источник опасности, опасный объект).

Что касается катастрофических бедствий, то предотвращение их возникновения вообще является наилучшим (и зачастую единственным) вариантом действий. Однако вы планируете иметь дело с рисками (где есть неопределенность), поэтому Ваша оценка должна стать постоянной и регулярно пересматриваться.

С течением времени новые опасности, скорее всего, появятся на рабочем месте, на котором ранее проводился анализ и оценка риска, вследствие изменения рабочих процессов и процедур, замене оборудования и оснастки и т.д. Рекомендуется, чтобы оценка рисков проводилась ежегодно, чтобы Вы смогли отследить любые изменения на рабочем месте и убедиться, что ничего не было упущено - возможно, Ваши сотрудники заметят появление новой опасности в течение 12 месяцев 😊.

Пересмотр оценки рисков позволит не только соответствовать законодательным требованиям о оценке профессиональных рисков, но и снизить вероятность возникновения любого несчастного случая, когда его можно было бы предотвратить. Не стоит забывать, что периодическое проведение оценки профессионального риска позволит изменить и социально-психологический климат в коллективе. Работникам приятно осознавать, что работодатель и собственник заботится о безопасности своих сотрудников.