У традиция захоронения глубокие корни. Людям важно, чтобы на том свете родным жилось хорошо. Наступит час встречи, и что тогда умершие нам скажут. Считается, что похороны и все, что с ними связано важно для перехода души к Богу.
Но из святоотеческого предания известно, что многие праведники одиноко умирали в пустынях, мучеников растерзывали звери. Их тела бросали в реки, а не хоронили в новой одежде. Им не устраивали поминальных трапез, но святые наследовали Божье Царство. Тогда зачем нужны поминки.
Первым в Рай вошел разбойник, что был по правую руку Спасителя распят. Его никто не обувал в новые туфли и не поминал пирогами. Сегодня в мире разразилась эпидемия, умерших хоронят в закрытых гробах, невозможно собирать родных и знакомых за поминальной трапезой. Спасутся ли наши близкие?
Священное Писание говорит: человек взят из земли и в землю возвращается, поэтому мы погребаем умерших. А Священное Предание говорит о необходимости поминовения:
- Отец Иоанн Кронштадтский: «кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут».
- Святитель Иоанн Златоуст: «оплакивающий умершего сам лучше позаботится, чтобы с ним не случилось того же самого»
- Ефрем Сирин напоминает: «Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми».
Зачем поминаем
Братская поминальная трапеза нужна для совместной молитвы о прощении грехов усопшего. Еда – это вид милостыни, которую мы творим ради умершего. Милостыня должна нас самих делать добрее, поэтому поминки помогут живым не совершить непоправимого, сделать переоценку своих поступков в свете вечности.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не будем прилагать забот о памятниках, о гробницах, объяви имя (умершего) всем, прикажи совершать за него молитвы и прошения; это умилостивит Бога».
Молитва не ограничена пространством и в условиях карантина родственники в своих домах могут молиться и поминать усопшего близкого.