Цикл про уфимский электротранспорт будет не только про историю и архитектуру и линии. Рассказ будет неполным, если не говорить о технике.
Совместный проект с каналом "Уфимский транспорт".
Сегодня начнём с самого распространенного вагона в Уфе по состоянию на июнь 2020 года - 71-608 (модификации К и КМ).
Вагон 71-608 (КТМ-8) - высокопольный четырёхосный вагон производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Работы по разработке велись с начала 1980-х годов, но воплощён лишь в 1988 году. В Уфу первые вагоны пришли в июне 1992 года.
Вагоны оснащены реостатно-контакторной системой управления, что в принципе позволяет проводить ремонт по принципу "кувалды и какой-то матери".
На крыше расположено минимум оборудования.
71-608КМ - усовершенствованная модель вагона 71-608К. Но, если смотреть сверху, то можно увидеть, что у вагонов 71-608К крыша более плоская. Из-за особенностей крыши у 71-608КМ более грязные бока - последствия использования графитных вставок на токоприемниках.
На вагонах установлены 4 двери - две одностворчатых (1 и 4) и две двухстворчатые (2 и 3). В Уфе для пассажиров используются лишь двери № 2 и 3, реже № 1. Дверь № 4 используется лишь на время обеда, ибо рядом с ней находится тумблер, который позволяет открывать и закрывать вагон, когда внутри нет. Раньше подобный тумблер стоял и около первой двери.
Благодаря лени ремонтников, в Уфе спокойно разглядеть разглядеть различия дверных механизмов. На 71-608К установлены цепи, на 71-608КМ - рейки. В ходе эксплуатации возникают основные проблемы - цепи рвутся,а рейки лишаются зубчиков, в результате идут проблемы с открытием/закрытием дверей.
Из внешних особенностей уфимских вагонов бросается в глаза обрезанные фальшборта на передней маске и тележек. Менее заметно это на вагоне № 1040 со стороны дверей.
Обрезка фальшбортов связано с облегчением эксплуатации. У кабины обрезали для облегчения работы оборудования вагонов при работе в системе многих единиц. У тележек обрезка проведена для облегчения осмотра оборудования тележек. В цехах трамвайного депо им. Зорина рельсы уложены не совсем так, как нужно - они ниже. Поэтому пришлось прибегнуть к таким мерам.
Кабины вагонов не отличаются повышенным комфортом. Для того, чтобы в кабине было тепло, многие водители затыкают передний ящик, где присоединяется оборудование при работе в системе многих единиц.
Панели выглядят примерно одинаково, но расположение части приборов отличается. Также в 71-608КМ есть отдельная панель для работы по СМЕ, но её заткнули за ненадобностью - нет известных случаев того, чтобы в Уфе работали вагоны модели 71-608КМ.
Те же 71-608К работали в системах - в депо им. С.И. Зорина почти все 71-608К работали в СМЕ за наличием нескольких исключений.
Салон вагона также не отличается излишествами.
Используется два основных цвета обшивки салона - красноватых оттенков и под дерево. Сейчас же стали красить салон в серый цвет.
Первоначально в салоне 71-608К было 32 места для сидения. В Уфе осталось всего два вагона, где сохранилась первоначальная планировка - 1145 и 1160.
В большинстве же вагонов установлено отдельное место кондуктора. И это место, в зависимости от расположения, "съело" одно или два сидения.
в 71-608КМ изначально было меньше на 6 сидений - 26. Между 2 и 3 дверями, а также сзади находились накопители, но постепенно в них были установлены сидения.
Место кондуктора здесь также "съело" 1 и 2 сидения, но в вагонах 1009 и 1012 (два вагона, которые всегда были в депо им. Зорина) сидения кондуктора "съело" накопитель в центре.
В салонах установлено светодиодное освещение (заслуга бывшего директора депо им. Зорина Г. Ф. Якупова). Ранее были лампы, которые быстро выходили из строя, создавая дискомфорт как кондукторам, так и пассажирам.
В настоящее время вагоны данной модели эксплуатируется на всех маршрутах южной сети. Все вагоны работают одиночно - системы многих единиц расформированы в апреле 2004 года.
Вагоны уже полностью отработали заявленный заводом-изготовителем срок эксплуатации, но на счёт замены пока глухо.
В следующий раз пойдёт разговор о вагонах Tatra T3.
Ждём Вас на наших каналах "Дмитрий Михайлов", "Уфимский транспорт", "Матвей Скворцов" и группа ВКонтакте "Уфимский электротранспорт".
#71-608 #ктм #трамвай #трамвайные пути #УКВЗ #салон трамвая #кабина #подвижной состав