Для того, чтобы внедрить изменения в бизнес и сделать его эффективным, осуществить цифровую трансформацию, необходимо понимать, что нужно менять, т.е. разобраться в исходных данных.
То, каким образом в бизнесе осуществляется менеджмент, имеет ключевое значение для его эффективности.
Рассмотрим шесть основных моделей управления.
Первая - административно-хозяйственная.
Применяется для управления хозяйством, производством, делопроизводством собственниками бизнеса, руководителями заводов.
Они мыслят алгоритмами и правилами (инструкциями), спускаемыми в формате вертикального управления менеджмента сверху, так же, как и бюджет расходов.
Цель никого не волнует, бизнес – заказчиков нет, персонал выполняет работу только, когда скажут и только благодаря контролю.
Ошибки часто скрываются, чтобы не получить по голове, из-за чего страдает эффективность.
Эта модель успешно справляется с простыми задачами, но не запутанными, которые часто встают перед современным бизнесом
Креативность и продуктовый подход отсутствуют.
Вторая модель – проектная.
По ней, например, часто работают IT-менеджеры, которые мыслят проектной документацией и финансовыми моделями.
В этой модели появляются четкие цели, начало и конец проекта, дедлайны, метрики, ролевая структура, автономное распределение и перераспределение ресурсов, согласование бюджета и бизнес – заказчики.
Проектный менеджмент работает вотерфольно, каскадно - сначала проект долго готовится, а потом делается.
Один из плюсов - отсутствие неожиданностей, всё идет по плану.
Третья модель - бизнес-процессная.
По ней часто работают цифровые трансформаторы с процессным менталитетом.
В ней благодаря автоматизированному (не на бумаге) прописыванию бизнес – процессов и их оптимизации по цепочке ценностей value chain цели достигаются быстрее и дешевле.
Появляются проектные метрики – например, за 6 месяцев на 16% минимизировать расходы.
Четвертая модель - MBA- master business administrating бизнес-администрирование.
Это уровень управления топ-менеджмента, мыслящего верхнеуровневыми метриками, такими, как маржинальность, волатильность.
Всё обучение MBA построено на кейсах, а не на алгоритмах (BCG).
В этой модели нет алгоритмов, главное – выполнить стратегию.
Задачи топ – менеджмента – это повышение управляемости, прозрачности и капитализации компании, запуск новых бизнес юнитов и команд.
Пятая модель - продуктовая.
Чтобы в ней работать, необходимо иметь продуктовое мышление, свойственное хорошим специалистам и продуктовым командам.
Эта модель работает на основе фреймворка, предназначенного для быстрого производства и вывода на рынок продуктов, востребованных клиентами.
Внешний клиент впервые становится главным именно в этой модели, бизнес – заказчиком, всё делается для него и его CSI.
Клиент купит продукт – у компании будет прибыль.
Здесь работает рыночная методология и продуктовая стратегия: «делаем то, что хочет клиент, доставляем ему ценность (value)».
Это основа маржинальности компании.
Главная метрика – P&L.
Шестая модель – венчурная, инвестиционная.
Это все новые цифровые бизнесы.
Инвесторы вкладывают средства в изначально убыточные стартапы, в будущую капитализацию которых и получение прибыли они верят.
Основные модели управления бизнесом:
1. Административно – хозяйственная
2. Проектная
3. Бизнес – процессная
4. MBA
5. Продуктовая
6. Венчурная
Каждой свойственен свой тип мышления, понимая который, можно находить язык для общего понимания целей и задач компании, трансформации бизнеса и вывода его на новый уровень эффективности.
Компания Neuromap занимается оцифровкой и интеграцией коллаборативных методологий со всего мира (Agile, Scrum, Holocracy, Selforg, Dao, Lean Startup и других). Основатель и CEO Neuromap.tech, Teal.one, Роман Рабинович разработал уникальный подход работы с компаниями на стыке трех областей: изменением корпоративной культуры, внедрением технологий и получением конкретных бизнес - кейсов. Наши продукты помогают решить важные проблемы: помещение инновационной экспертизы внутрь компании и гибкое обучение сотрудников во внутреннем онлайн университете (LMS), оптимизацию оргструктуры компании и бизнес - процессов, продуктовое мышление, клиентоориентированность.