Найти в Дзене
Метрополитен

Метропоезд "Ока"

Оглавление

81-760/761 «Ока» — модель электровагонов метрополитена, выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года по 2016 год. Вагон модели 81-760 является моторным головным (Мг), модели 81-761 — моторным промежуточным (Мп). На основе базовой модели также были созданы поезда модификаций А (81-760А/761А/763А «Ока») и Б (81-760Б/761Б/763Б «Ока») со сквозным проходом с вагонами модели 81-763 — прицепной промежуточный (Пп).

Всего в период с 2010 по 2016 год было выпущено 168 составов «Ока», включая 162 восьмивагонных состава базовой модели, три восьмивагонных состава модификации А и три пятивагонных состава модификации Б. В настоящее время базовая модель и модификация А эксплуатируются в Москве, а модификация Б — в Баку.

81-760/761
81-760/761

Выпуск и модификации

81-760/761 «Ока» (базовая модель)

Вагон 37002 с цифрами «75» в составе первого поезда модели 81-760/761
Вагон 37002 с цифрами «75» в составе первого поезда модели 81-760/761

Первый опытный трёхвагонный состав 81-760/761 был изготовлен в 2010 году. После изготовления он был отправлен в Московский метрополитен для проведения испытаний. 19 июня 2010 года на станции «Марьина Роща» на открываемом новом участке Люблинской линии Московского метрополитена прошла презентация первого опытного поезда мэру города и журналистам. В течение года было изготовлено ещё пять вагонов и поезд был доведён до восьмивагонной составности. Отличительной особенностью этого поезда были стилизованные цифры «75», изображённые спереди на головных вагонах в честь 75-летия Московского метрополитена. На серийных составах такая надпись не наносилась.

Во второй половине 2011 года испытания опытного состава были завершены, и ОАО «Метровагонмаш» начало подготовку к их серийному производству. В сентябре 2011 года завод заключил контракт с электротехническим концерном «Русэлпром» на поставку тяговых электродвигателей для вагонов, а также сглаживающих реакторов сетевого фильтра, предназначенных для выравнивания перепадов напряжения в сети.

-3

Для ускорения производства часть производства промежуточных вагонов по заказу Трансмашхолдинга было решено наладить на Тверском вагоностроительном заводе. В октябре 2011 года опытный образец кузова промежуточного вагона был отправлен с завода «Метровагонмаш» на Тверской завод для освоения им постройки кузовов вагонов данного типа.

Массовое производство электропоездов 81-760/761 началось в конце 2011 — начале 2012 годов, и с февраля 2012 года они начали поступать в Московский метрополитен. 25 мая 2012 года стало известно, что вагонам типа 81-760/761 присвоено имя «Ока».

В процессе выпуска вагонов в их конструкцию вносились изменения; одним из наиболее заметных стало изменение конструкции буферных фонарей. В 2011 году на головных вагонах 37001 и 37002 опытного состава в порядке эксперимента были установлены светодиодные фары вместо галогенных, но от этого варианта поначалу отказались. На первых 90 серийных головных вагонах (37003—37092) устанавливались галогенные фары, однако в начале 2013 года, начиная с вагона 37093, было решено вернуться к светодиодным фарам.

В декабре 2014 года на заводе «Метровагонмаш» изготовлен тысячный вагон метро «Ока».

Производство вагонов было завершено в 2016 году в связи с переходом на выпуск обновлённой модели 81-765/766/767 «Москва». Всего за период с 2010 по 2016 год было построено 324 головных и 972 промежуточных вагона базовой модели 81-760/761 «Ока», на базе которых было сформировано 162 восьмивагонных состава. При этом стоит отметить, что, судя по нумерации, де-юре было выпущено 326 головных и 975 промежуточных вагонов, однако де-факто вагоны пятивагонного состава, изначально предназначавшегося для Баку, после возвращения в Москву были перенумерованы, а их первоначальные номера перестали существовать.

-4

81-760А/761А/763А «Ока»

81-760А/761А/763А «Ока»
81-760А/761А/763А «Ока»

В начале 2014 года для Бакинского метрополитена было изготовлено два пятивагонных электропоезда «Ока» модификации 81-760А/761А/763А со сквозным проходом. По сравнению с предыдущей модификацией «Оки» по условиям заказчика в конструкцию были внесены изменения, заключающиеся в применении сквозных межвагонных переходов типа «гармошка», позволяющих свободно проходить от начала до конца состава и увеличивающих общую вместимость поезда, а также в появлении в составе прицепных промежуточных вагонов типа 81-763А. Поезда данной модели для Баку предполагалось формировать из пяти вагонов: два моторных головных, два моторных промежуточных (второй и четвёртый вагоны состава) и один прицепной промежуточный между ними в центре состава.

Впоследствии Бакинский метрополитен также отказался от них, изменив техническое задание и заказав выпуск модели 81-760Б/761Б/763Б с изменённой конструкцией кабины. Из-за этого вагоны 81-760А/761А/763А были предложены заводом Московскому метрополитену. Поскольку в Московском метрополитене эксплуатировались составы из семи-восьми вагонов аналогичной длины, было решено сформировать восьмивагонный поезд из двух головных вагонов второго состава и всех шести промежуточных вагонов, а головные вагоны первого состава были оставлены на заводе в ожидании выпуска новых промежуточных вагонов. Нумерация вагонов перед поступлением в Московский метрополитен была изменена на общую с базовой моделью 81-760/761 (37xxx для головных и 30xxx для промежуточных вагонов).

В результате в конце 2014 года на базе головных вагонов второго пятивагонного состава и промежуточных вагонов от обоих был сформирован восьмивагонный состав, а головные вагоны первого остались на заводе. В 2015 году был выпущен второй восьмивагонный состав, а в 2016 году — шесть промежуточных вагонов, которые совместно с первыми двумя вагонами были сформированы в третий восьмивагонный состав.

-6
81-760Б/761Б/763Б
81-760Б/761Б/763Б

81-760Б/761Б/763Б «Ока»

В конце 2014 — начале 2015 годов завод «Метровагонмаш» совместно с компанией Alstom Transport спроектировал вагоны новой модели 81-760Б/761Б/763Б «Ока» со сквозным проходом по всему составу для Бакинского метрополитена. За основу конструкции была взята модель 81-760А/761А/763А «Ока», разработанная «Метровагонмашем» и ранее планировавшаяся к поставкам в Баку, в то время как дизайн нового поезда разрабатывался компанией Alstom Transport, проекты которой зарекомендовали себя во многих европейских метрополитенах. По сравнению с моделью 81-760А/761А/763А были изменены экстерьер и интерьер вагона, в частности, кабины машиниста получили новые маски без эвакуационной двери с изменённой компоновкой светодиодных фар и лобового стекла, а пассажирский салон стал оснащаться поручнями посередине, обновлёнными сиденьями и рядом других элементов.

В начале 2015 года завод изготовил три пятивагонных электропоезда «Ока» новой модификации. В составе каждого поезда имелось два головных моторных вагона 81-760Б, два промежуточных моторных 81-761Б и один промежуточный прицепной 81-763Б. Нумерация вагонов всех типов четырёхзначная начиная с 0001, осуществлялась по порядку сцепления вагонов для каждого состава. Вагоны имели новую схему окраски: крыша, часть боковин и нижние боковые части маски были окрашены в фиолетовый цвет, который на бортах чередовался с серым, а большая часть кабины стала краситься в чёрный цвет.

По сравнению с моделью 81-760А/761А/763А поезда были оснащены более современным оборудованием, например, японскими тяговыми электродвигателями Hitachi вместо российских аналогичной мощности (170 кВт). Система электроснабжения данных вагонов выполнена с использованием преобразователя собственных нужд увеличенной мощности. В салоне основными нововведениями стали применение дугообразных поручней по бокам от сидений, установка вертикальных тройных поручней с боковыми дугами по центру, новый модульный потолок с линиями вентиляционных решёток вместо отверстий и занижениями по бокам, непрерывные световые линии ламп освещения и жёсткие антивандальные сиденья красного цвета без обшивки вместо привычных сидений с полужёсткими обшивками из кожзаменителя синего цвета.

81-765/766/767 «Москва»

81-765
81-765

Следующая серия вагонов, созданная на базе конструкции вагонов «Ока», но имеющая ряд значительных нововведений. Вагоны имеют сквозной проход, также имеются два немоторных промежуточных вагона в составе (81-767). Значительными конструктивными отличиями стали новый дизайн и форма лобовой части с крэш-системой, беззазорные сцепные устройства между вагонами, более широкие дверные проёмы (около 1400 мм вместо прежних 1250 мм) и более узкие окна, уменьшение массы вагонов и оснащение их более современным оборудованием. Вагоны унаследовали некоторые конструктивные элементы вагонов «Ока», такие как ходовая часть (в доработанном виде), тяговые двигатели и форма основной части кузова.

Салон вагонов был значительно переработан: в нём появились полусидячие места в торцевых зонах; полностью обновлена интерактивная система информирования пассажиров, главным новшеством которой стали сенсорные дисплеи с интерактивным приложением по навигации в метро и USB-разъёмами для подзарядки мобильных устройств; переработаны системы вентиляции и освещения. За счёт уменьшения массы и применения более совершенного оборудования вагоны стали более экономичными.

-9

В 2016 году были выпущены два вагона — головной и промежуточный, представленные 9 сентября в качестве экспоната на ВДНХ. С 2017 года вагоны поставляются в Московский метрополитен и с 14 апреля 2017 года эксплуатируются с пассажирами.

Служебный дизельный вагон

Служебный дизельный вагон «Ока» с двумя кабинами машиниста
Служебный дизельный вагон «Ока» с двумя кабинами машиниста

Служебный вагон метро с дизельным двигателем (автомотриса), созданный на базе пассажирских вагонов «Ока». Вагон выпущен в октябре 2016 года и окрашен в брендированные цвета «Московского транспорта»: чередующиеся синий и белый, крыша и углы кабин — красные. Заводское обозначение данного вагона и его технические данные неизвестны.

В отличие от обычных пассажирских вагонов «Ока», вагон данного типа имеет две кабины управления и иное расположение окон и дверей, схожее с рельсовыми автобусами РА1 модели 730.15 (модель для метрополитена), но по конструкции унифицирован с пассажирскими вагонами «Ока» и имеет идентичную форму кабин машиниста, стен и дверей. У вагона есть единственные автоматические прислонно-сдвижные двери с каждой стороны по центру вместо четырёх, как и у РА1 модели 730.15. Входные двери для машиниста смещены назад из зоны кабины в зону пассажирского салона, на их месте у кабины находится дополнительное окно. Окна салона по размеру соответствуют таковым у пассажирских вагонов «Ока», но при этом расположены друг за другом и не имеют форточек.

Внешне вагон также отличается от обычных вагонов «Ока» видом подвагонного оборудования. По центру подвагонной части установлен дизельный двигатель, приводящий во вращение гидропередачу.

История создания и выпуска

Проектирование

-11

Первое упоминание о начале разработки вагонов 81-760 относится к ноябрю 2005 года. Инициатива создания принадлежала ОАО «Метровагонмаш», и вначале все работы велись самостоятельно, без финансирования Московским метрополитеном, на который эти вагоны и были ориентированы. Цель разработки состояла в том, чтобы создать новую серийную замену вагонов модельного ряда 81-717/714 с использованием современных технических решений и при этом максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны 81-720/721 «Яуза» и 81-740/741 «Русич» имели слишком высокую цену.

Электропоезд 81-717.6/714.6 — переходная модель между 81-717/714 и 81-760/761 «Ока»
Электропоезд 81-717.6/714.6 — переходная модель между 81-717/714 и 81-760/761 «Ока»

Изначально предполагалось, что 81-760 будут максимально унифицированы с выпускаемыми с 1977 года вагонами 81-717/714, но с новым приводом разработки АЭК «Динамо», усиленной тележкой, новым салоном, пластиковой передней маской с увеличенной площадью кабины машиниста и аварийным выходом, а также другими нововведениями. Впоследствии этот проект было решено сделать переходным звеном на пути к созданию более совершенных по конструкции вагонов 81-760/761, и он был переименован в 81-717.6/714.6. По данному проекту был модернизирован один состав 81-717.5/714.5, а затем запущено мелкосерийное производство аналогичных вагонов.

-13

В то же время за основу концепции вагонов 81-760/761 был взят усреднённый вариант между вагонами 81-717.6/714.6 и 81-740/741 «Русич», которые бы соответствовали форм-фактору первых, но при этом использовали технические решения в отделке и оснащении оборудованием от вторых. В 2008 году рассматривался вариант сделать на 81-760 свободный проход между всеми вагонами поезда, как, например, в метрополитене Торонто, однако от этого варианта отказались. Через год в качестве одного из вариантов внешнего вида рассматривался неокрашенный полированный кузов из нержавеющей стали.

В итоге был создан новый тип вагонов, который унаследовал от вагонов 81-717.6/714.6 близкие размеры кузова, схожую по конструкции лобовую маску с аварийной дверью, расположение боковых дверей и планировку салонов, а от вагонов «Русич» — гладкие вертикальные боковые стенки кузова с прислонно-сдвижными дверями, наклонный профиль лобовой части, конструкцию потолочной вентиляции, световые линии, наддверные маршрутные табло в салоне, асинхронный тяговый привод и микропроцессорную систему управления. При этом многие конструктивные элементы претерпели значительные изменения по сравнению с предшественниками.

Служебный дизельный вагон
Служебный дизельный вагон
-15
-16
-17
81-717.6
81-717.6