Часто в беседах о маркетинге, с предпринимателями из разных сфер, я слышу фразу “не работает”. Но далеко не все понимают суть того, что происходит и почему именно “не работает”.
Маркетинг - это целая система инструментов. Не просто сайт, не просто соц. сети, не просто реклама. Каждый маркетинговый инструмент должен выполнять свою функцию, решать задачу, которая будет частью общей цели. Это очень важно понимать, но, к сожалению, многие предприниматели игнорируют этот факт.
Представьте, что вы хотите построить дом. С чего начнете? Можно, например, на участке земли поставить кровать, тумбочку, положить на нее книгу, которую вы будете читать перед сном - спальня готова. Нет? Почему? Не хватает стен и потолка? Давайте построим четыре стены и положим плиту сверху. Всё, комната готова. Снова нет? Почему? Продолжать можно очень долго.
Почему так важно планировать сложные проекты перед тем, как начать их реализовывать? Потому что только так вы можете избежать многих ошибок, лишних трат и бесполезных действий.
Маркетинг - это тоже сложная система, которая нуждается в тщательном планировании. Главная цель маркетинга - прибыль. И инструменты (сайт, реклама, визитка, баннеры...) должны добиваться этой цели совместно.
Стандартная ситуация:
Реклама - трафик - сайт
Предприниматель у которого есть сайт заказывает настройку рекламы. Специалист по рекламе может сделать всё идеально, но количество заказов не увеличится. Почему? Потому что у сайта нулевая конверсия (он просто-напросто отпугивает потенциальных клиентов - они не хотят покупать; Что то случилось с сервером и сайт просто не загружается; Или еще забавнее - на сайте нет контактов, а кнопка отправки обратной формы не работает). Виноват ли в этом специалист по рекламе? Нет! Ведь он сделал именно то, что просил предприниматель и его работа проделана качественно. Очень часто предприниматель, не разобравшись в ситуации, ставит для себя мысленную пометку: “реклама не работает”.
В примере с домом: у предпринимателя не было фундамента, или он был сделан некачественно и поэтому построенная стена просто упала. Значит ли это, что здесь невозможно построить стену? И да и нет. ДА, если построить ее снова, не решив проблему с фундаментом (обратиться к другому специалисту) - она снова упадет. НЕТ, если вникнуть в суть проблемы и исправить причину.
Я часто задаю новым клиентам вопрос “зачем?”. Иногда это выглядит странно:
- я хочу запустить рекламу
- зачем?
Действительно, что за вопрос!? Как это “зачем” реклама!? Всем же понятна ее функция. Но здесь мне больше интересно, понимает ли сам предприниматель, или маркетолог ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО он хочет сделать в плане общей системы.
Если вернуться к примеру со строительством то выглядит это так:
- я хочу построить стену
- зачем? Чтобы закрыться с одной стороны от ветра, который мешает сконцентрироваться на прочтении книги? Или это будет внешняя несущая стена, которая станет основой для дальнейшего строительства?
И тут уже становится понятнее. Ведь если у него на голой земле стоит кровать с тумбочкой и книгой и он хочет начать строить стены - я не смогу помочь ему построить дом, ведь что то УЖЕ пошло не так. А если у него есть проект будущего здания, уже готов фундамент, и, согласно плану, сейчас нужно построить именно эту стену - это уже совершенно другая история.
Вернемся к теме. Что такое “плохой маркетинг”?
Это использование инструментов без понимания системности. Не зная “зачем” вы запускаете рекламу - вы просто наугад тратите ресурс. В лучшем случае, он просто не оправдает вложений или будет работать и приносить какую то пользу. А в худшем - навредит (в финансовом, юридическом или репутационном плане).
Как делать правильно?
Смотрите на весь процесс как на целостную систему и давайте объективную оценку происходящему. Если у вас нет специальных навыков и знаний - обучайтесь. Нет времени на обучение - нанимайте специалистов.
Вам не нужно уметь проектировать сайты, настраивать рекламу или рисовать визитки. Если вы понимаете, как производятся эти работы и какие там есть нюансы - это поможет вам лучше контролировать общий процесс. Но это не значит, что для того чтобы заниматься бизнесом - необходимо иметь диплом маркетолога, корочки директолога и оконченные курсы дизайнера.
Если у вас есть возможность - нанимайте агентства комплексного маркетинга. Нет бюджета - наймите одного специалиста для разработки стратегии и у вас будет понимание - что делать и в каком порядке. Нет денег на разработку полноценной стратегии - обратитесь за консультацией, разбором, аудитом и т.д. А дальше - обучайтесь и делайте самостоятельно, или нанимайте специалистов по мере возможности. В любом случае - у вас уже будет готов фундамент или, хотя бы, план работ.