Найти тему
Архитектура

Узнайте об уникальных мозаиках советской архитектуры

Оглавление

Продолжение рассказа о представительницах монументального искусства. Многие из них работали для детских учреждений, создавали произведения, которые отличает глубокое знание детской психологии и безупречный вкус. Используя разнообразные техникимозаика, фреска, сграффито, витраж, они художественно оформляли повседневную архитектурную среду советского человека.

В творчестве многих художников-монументалистов значительную роль играют темы, связанные с миром детства. Это росписи и мозаики Дворцов пионеров, детских садов и пионерских лагерей. Существенное место заняли эти темы в творчестве двух московских монументалисток –И.А.Лавровой-Дервиз и Н.А. Мироновой.

Ирина Александровна Лаврова-Дервиз

Во всех своих работах Лаврова-Дервиз проявила себя как тонкий знаток детской психологии. Начиная с первой работы – комнаты во Дворце культуры в Дзержинске, она последовательно искала свой неповторимый путь.

Художница отказывается от изображения сцен из популярных сказок или других известных произведений. Ирина Александровна эстетически осмысляет реальную жизнь, в которой находится малыш, и где формируется его сознание.

И. Лаврова-Дервиз. Роспись стены в детском саду. .
И. Лаврова-Дервиз. Роспись стены в детском саду. .

Особую поэтичность в ее росписях приобретают лес и лесные обитатели. Она никогда не перегружает композицию и не усложняет рисунок. Произведения не утомляют детей благодаря легкому и мягкому колориту.

Нели Александровна Миронова

Тонкое чувство сложной, монохромной цветовой гаммы ярко проявилось в монументально-живописных работах художницы, посвященных детям.

В санатории им. Шевченко декоративная стенка контрастирует своим ярким праздничным колоритом со строгой архитектурой жилых корпусов санатория. Разнообразные оттенки голубоватых тонов хорошо сочетаются с розовыми, золотистыми, темно-коричневыми и фиолетовыми. Н.Миронова смело использует сочный по цвету морской пейзаж, на фоне которого, как бы в непрерывном движении, даны фигурки детей. Художница избегает резких контуров и подчеркнутой "плоскостности” в моделировке формы.

Мозаичная стена в пионерском лагере под Муромом хорошо сочетается с легким стеклянным павильоном. Часть стены находилась внутри помещения, что заставило художницу искать тщательно продуманное решение композиции. Колорит этой мозаики насыщен и радостен. Изысканные сочетания розоватых, золотистых, зеленых оттенков контрастируют с темными – синими и фиолетовыми.

Н. Миронова. Декоративная стенка в пионерском лагере в Муроме.
Н. Миронова. Декоративная стенка в пионерском лагере в Муроме.

В двух других работах – сграффито в санаториях в Крыму – Н. Миронова показала себя как мастер, способный органично вписать живописное произведение в окружающее пространство.

Н. Миронова. Роспись в холле санатория в Меласе
Н. Миронова. Роспись в холле санатория в Меласе

В санатории в Меласе сграффито в виде фриза покрывает глухой барабан, находящийся в центре большого стеклянного холла. Через остекление второго этажа его хорошо видно из парка. Масштаб небольшого павильона, легкость его конструкций определили “ритмический шаг” росписи.

Элеонора Александровна Жаренова

Выпускница Института им. Сурикова сразу обратила на себя внимание общественности своими витражами для аэропорта в Якутске. Их отличали особая образность, интересный рисунок, ясная композиция, цвет и фактура материала.

Следующей работой стало большое сграффито для фойе клуба завода “Красный Октябрь” в Москве. Панно занимает всю стену, определяя художественный образ всего интерьера.

Э. Жаренова Фрагмент панно в фойе клуба завода “Красный Октябрь” в Москве.
Э. Жаренова Фрагмент панно в фойе клуба завода “Красный Октябрь” в Москве.

Все работы Э. Жареновой отмечены поисками символической формы. Художница пыталась найти яркие и точные образы, увидеть сегодняшний день сквозь поэтическую призму, и найти наиболее ясную и лаконичную форму выражения.

Э. Жаренова. Цветной витраж во Дворце бракосочетания в Чебоксарах.
Э. Жаренова. Цветной витраж во Дворце бракосочетания в Чебоксарах.

Важным этапом творческих поисков Э. Жареновой стал Дворец бракосочетания в Чебоксарах. Здесь она символически трактует тему Дружбы и Счастья. Очень красивый, глубокий по колориту витраж по праву считают подлинным украшением парадного входа во Дворец.

Советская школа монументально-декоративного искусства выпустила множество прекрасных мастеров, среди них немало женщин. Их талантом и руками были созданы многочисленные фрески и мозаики, витражи и сграффито, которые украсили наши города, и продолжают нести радость людям.

По материалам статьи И.Н. Воейковой «Мастера монументальной живописи» в журнале «Архитектура СССР» №3/1968.