Найти в Дзене

Задержка психического развития (ЗПР) - что это такое простыми словами

Оглавление

Прежде всего хочу сказать, что на данный момент диагноза "ЗПР" не существует - его вывели из обращения приказом Минздрава РФ в 1997 году. Вместо "ЗПР" врачами должны выставляться соответствующие диагнозы по кодировке МКБ-10. Тем не менее, термин "ЗПР" до сих пор часто используется и врачами, и в психолого-педагогической литературе, продолжая пугать родителей своей формулировкой. Собственно, поэтому я хочу его разобрать.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Термин "задержка психического развития" (ЗПР) звучит достаточно удручающе - сразу возникают ассоциации с интеллектуальной недостаточностью, отсталостью.

Да, ЗПР связана с интеллектуальным развитием, но связана лишь частично. На самом деле для того, чтобы говорить о ЗПР, достаточно, чтобы у ребёнка страдала хотя бы одна из нескольких высших психических функций: память, мышление, внимание и эмоционально-волевая сфера.

То есть, для постановки ЗПР ребёнку совсем необязательно отставать интеллектуально. Достаточно, чтобы одна их психических функций не соответствовала своему возрасту.

Естественно, для каждого возраста есть свои нормы. Давайте попробуем разобраться что норма, а что не очень для разных возрастов.

Мышление

Мышление - основа интеллекта. У детей с ЗПР часто наблюдается его волнообразное развитие, но в сравнении с умственной отсталостью при грамотной коррекции ребёнка можно вывести в норму.

Мышление формируется в три этапа:

  • Наглядно-действенное

Преобладает у ребёнка до 3 лет. Ребёнок познает мир через действия с реальными предметами: он может вертеть игрушки, строить что-нибудь из них, ломать, кидать и смотреть что из этого получится.

Характерно то, что ребёнок сразу переходит к делу, не планируя своих действий.

  • Наглядно-образное

Начинает формироваться с 2-3 лет и до 6-7 лет составляет основу мышления ребёнка.

Здесь ребёнок начинает уже не только взаимодействовать с реальными объектами, но и с их образами: осваивает логические ряды, может обобщать понятия, находить различия.

Ребёнок может представлять в уме конечный результат своих действий и планировать, поэтому его творческая деятельность также становится более упорядоченной: не простое чирканье по бумаге, а осмысленные рисунки, не размазывание пластилина, а лепка конкретных форм.

  • Словесно-логическое

Высшая форма мышления, начинает формироваться с 5-7 лет и является основой мышления в школьном и взрослом возрасте.

Здесь ребёнок может делать выводы на основе своих знаний и опыта, не прибегая к практическим действиям: "Тарелка разбилась потому, что упала", "Ноги промокли потому, что наступил в лужу".

Также ребёнок начинает анализировать предметы и явления, отделяя их от своего опыта. Если спросить у ребёнка 3-4 лет "Что такое собака?", он ответит, основываясь на своём наглядном опыте: "Собака - это Бим, живёт у бабушки с дедушкой в конуре". В 5-7 лет ответ на вопрос изменится и, скорее всего, будет выглядеть так: "Собака - домашнее животное, которое охраняет дом, любит косточки, громко лает".

Все три формы мышления остаются и используются человеком на протяжении всей жизни.

У детей с ЗПР преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Словесно-логическое может формироваться с задержкой, особенно если ребёнок испытывает проблемы с речью. Однако при должных усилиях отставание можно полностью ликвидировать.

Дети с умственной отсталостью застревают на уровне наглядно-действенного мышления часто вплоть до старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Наглядно-образное мышление формируется с трудом, особенно если требуется применение логических операций. Словесно-образное мышление при УО если и формируется, то резко нарушено - детям трудно делать какие-либо абстрактные логические выводы, рассуждать, анализировать в уме.

Память

Неразрывно связана с развитием мышления и обучения, так как человек сначала что-то делает, запоминает опыт и использует опыт в дальнейшем как основу обучения.

При ЗПР могут наблюдаться проблемы с памятью, особенно словесной. Дети могут долго заучивать материал, при этом быстро его забывать и неточно рассказывать.

Нередки проблемы с кратковременной памятью, особенно с эхоической (кратковременной словесной), из-за чего детям может потребоваться несколько раз повторять задание и объяснение.

Внимание

Если мы говорим про внимание, то ЗПР в этой части наступает когда ребёнок не может произвольно удерживать внимание столько времени, сколько положено по возрасту.

До 3 лет к ребёнку не предъявляют никаких особых требований. В этом возрасте нормальна концентрация внимания в пределах 1-5 минут. Но постепенно требования к памяти увеличиваются:

из открытых источников
из открытых источников

Эмоционально-волевая сфера

Формулировка "Эмоционально-волевая сфера" по сути говорит сама за себя. Это способность контролировать эмоции и побуждения волевыми усилиями.

Сюда входит умение адекватно выражать свои чувства, самооценка, способность доводить начатое до конца, самоконтроль, усидчивость, выдержка. Также относятся умение адекватно распознавать эмоции других людей, общаться и играть, следуя установленным нормам и правилам.

Для малышей 3-4 лет относительно нормальны истерики, недостаточная усидчивость, выдержка. Игры по правилам только начинают входить в их жизнь. Но проблемы в этих областях (гиперактивность, отвлекаемость, истерики, неуместные или неадекватные эмоции) уже не норма для старших дошкольников (5-6 лет) и школьников и становится основанием для постановки ЗПР.

Кстати, задержка формирования эмоционально-волевой сферы может возникнуть и у абсолютно нормального ребёнка без каких-либо заболеваний и проблем со стороны неврологии и психиатрии. Для этого малышу достаточно оказаться в неблагоприятных воспитательных условиях:

  • Среда равнодушия и безнадзорности

Развивается психическая неустойчивость, дети гневливы, плохо контролируют и выражают свои эмоции, внушаемы. Не интересуются учебой, не имеют интеллектуальных интересов.

  • Среда гиперопеки

Формирует несамостоятельность, безынициативность, безвольность, неспособность доводить начатое до конца, стремление перекладывать ответственность и любую работу на других людей. При этом формируется неадекватная, завышенная самооценка, ведь родители (в основном, грешат этим мамы) буквально пылинки сдувают с ребёнка и осыпают его незаслуженными похвалами.

Нередко мы видим черты этой формы ЗПР у взрослых людей - про таких часто говорят "маменькин сынок".

  • Авторитарная среда

Неврозы, навязчивости и страхи - частый спутник детей, которые воспитываются чрезмерно строгими родителями. Здесь ребёнок стремится не добиваться успеха, а избегать неудач. Страх неудач приводит к тому, что дети просто боятся начинать изучать что-то новое - "а вдруг не получится".

Как видите, "не так страшен чёрт как его малюют". ЗПР это не конфетка, но и не приговор. При раннем начале (до 5 лет) коррекционной работы, ЗПР в подавляющем большинстве случаев можно полностью скомпенсировать. Главное не лениться и прилагать усилия.

Спасибо, всем дочитавшим до конца!

Не забывайте ставить лайки и подписываться - так и вы, и те, кто нуждается в такой информации, сможете больше видеть по теме в своей ленте.

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти

Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития?

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией