Найти тему
История. Факты+мысли

Уотергейт по-советски. Судьба генерала Питовранова.

История разведки знает немало громких разоблачений, связанных с нелегальным использованием видео-аудиоаппаратуры. То, что в нашей стране подобные случаи замалчивались, вовсе не означает, что советские спецслужбы не были замешаны в таких скандалах.

Когда, в октябре 1941, объявили всеобщую эвакуацию, первыми из столицы выехали работники иностранных ведомств. Ситуация действительно была критическая, но товарищ Сталин, заверенный генералом Г.К. Жуковым в благополучном исходе, не покинул Москву.

Позднее, когда наши войска перешли в контрнаступление, и положение стабилизировалось, Верховный Главнокомандующий решил воспользоваться ситуацией и приказал оборудовать специальной техникой все опустевшие здания дипломатических миссий.
Таким образом, все последующие годы, органы НКВД (позднее МГБ) были в курсе всех событий, происходящих за стенами зарубежных посольств.

Тотальная прослушка. (фото из открытых источников)
Тотальная прослушка. (фото из открытых источников)

Но успех не бывает вечным и, в конце концов, «жучок» был обнаружен в одном из представительств.
Когда слух об этом распространился, во всех остальных ведомствах провели тщательную проверку и нашли такую же аппаратуру.

Назревал крупный международный скандал, в связи с чем, в Кремле прошло экстренное совещание.
Иосиф Виссарионович намеревался действовать по шаблону, объявив нескольких высокопоставленных генералов МГБ «подлыми предателями», завербованных вражеской агентурой, цель которой, рассорить нашу страну со всем миром.


Кандидатуры на роль изменников вождь определил заранее, трудность состояла лишь в выборе разведки, на которую работали «эти подлые наймиты», предавшие высокие идеалы. Дело в том, что однотипные записывающие устройства обнаружили во всех миссиях, поэтому необходимо было указать на страну, не имеющую дипломатических отношений с СССР.
В таком вопросе вождю надо было проявить незаурядную мудрость, поскольку разведка, например, острова Гаити, не дотянулась бы до столицы первого рабоче-крестьянского государства. Хотя бы потому, что такой службы у островитян нет.

Как только товарищ Сталин, поставил перед генералами задачу выявить подходящего внешнего врага, присутствующие, прекрасно понимая ход мыслей вождя, стали прикидывать, кого из них уведут в камеру, после того, как подходящее государство будет названо.

Генералам было над чем задуматься. (фото из открытых источников)
Генералам было над чем задуматься. (фото из открытых источников)

Напряжение в стенах кабинета уже достигло своего пика, когда ситуацию неожиданно спас комиссар госбезопасности Евгений Петрович Питовранов.
Молодой генерал-майор озвучил простую и, в то же время, абсолютно правдоподобную версию.
Он предложил объяснить зарубежным дипломатам, что в те суровые для страны дни, когда существовала опасность сдачи города врагу, часть объектов была заминирована, а здания, где предполагалось размещение фашистских оккупантов, оборудовали спецсредствами, для получения информации, способствующей скорейшему освобождению столицы.

Офицеры, ответственные за эту операцию, с честью справились с полученным заданием, но героически погибли во время войны, поэтому в кутерьме дальнейших событий, напомнить об установленных устройствах, было некому.

Больше всего, вождя поразило, что Питовранов положил на стол, загодя приготовленный список героев, никогда на самом деле не существовавших, но сложивших свои головы в боях за оборону Москвы.

Конфликт был улажен, иностранные гости, сделав вид, что поверили в оправдания советской стороны, даже высказали соболезнования родным и близким павших, до сего дня соблюдающим траур по погибшим.

Для самого Е.П. Питовранова, эта история сыграла важную роль, о которой, на тот момент, генерал-майор государственной безопасности еще не догадывался.

Е.П. Питовранов успел поработать с Ю.В. Андроповым, которого пережил на много лет.  (фото из открытых источников)
Е.П. Питовранов успел поработать с Ю.В. Андроповым, которого пережил на много лет. (фото из открытых источников)

Через несколько лет, в октябре 1951, тов. Сталин, решив осуществить очередную ротацию кадров, отдал приказ об аресте всей верхушки госбезопасности, во главе с В.С. Абакумовым.

В перерывах между пытками и холодильными камерами, арестованные писали покаянные письма бывшим соратникам и лично вождю.
Такие послания не вызывали ни у кого интереса, а потому дальше канцелярии следственного изолятора не выходили, но цензуру, тем не менее, проходили.

Заключенный Питовранов (в 1950 году получил должность заместителя министра), наряду со всеми, обвиненный в потворстве сионизму, тоже написал докладную на имя генерального секретаря.

В отличие от своих товарищей по несчастью, он не стал делать акцент на самокритике, сказав лишь, что горько сожалеет о своем малодушии, которое позволило ему пойти на поводу « у этой мерзкой гадины Абакумова».

Такое письмо не могли оставить без внимания. (фото из открытых источников)
Такое письмо не могли оставить без внимания. (фото из открытых источников)

Основной текст представлял собой подробный план по созданию ложных сионистских организаций внутри страны, с целью выявления истинных врагов горячо любимой родины.

Надо отдать должное чекисту – несмотря на жестокие пытки, он не потерял способности трезво мыслить, зная, что такое письмо обязательно попадет в руки указанного адресата.

Товарищ Сталин, прочитав послание, возмущенно поинтересовался у нерадивых исполнителей, по какому надуманному обвинению, томится в неволе столь способный работник и, без сомнения, честный коммунист?

Через день, бывший смертник, сменил арестантскую робу на сшитый в кремлевском ателье мундир и немедленно приступил к разоблачению «безродных космополитов», покушавшихся на территориальную целостность нашей страны.

Евгений Питовранов прожил долгую жизнь, успев даже поработать в коммерческих структурах новой России.
Чего было больше в жизни бывшего чекиста – подлости или отваги, каждый может предположить сам, но в своем деле, это был, безусловно, очень способный человек.

Поставьте "лайк" и подпишитесь на канал, если понравилась статья.

Наглядная агитация в третьем рейхе

Непостроенные памятники Алсиба

Китай эпохи Мао Дзэдуна. Борьба за урожай