Найти в Дзене
Гильбо ФК

Альтернативный проект Федерального Бюджета РФ на 1995 год 6

Часть 6: Перспективы экономического развития и бюджетной политики на 1996-2000 годы.

1. Контуры финансовой политики.

Как говорилось выше, ресурсы стабилизации денежного обращения обладают огромным потенциалом пополнения бюджета. В то же время мы признали реальных в течение 1995 года реализовать немногим более 1/4 этого потенциала. Это связано с инерционностью механизмов вытеснения и с рядом политических ограничений.
Можно утверждать, что аккумулировать этот ресурс в целом в бюджете не удастся и в дальнейшем в связи с явлениями естественной диссипации ресурсов, определяемыми уровнем коррупции в обществе и слабостью системы отчетности и контроля. Тем не менее продолжение четкого проведения начатой в 1995 году финансовой политики позволит использовать ресурсы денежного обращения в качестве одного из важнейших источников финансирования бюджета вплоть до 1998 года, а быть может и в дальнейшем, хотя его удельный вес и будет неуклонно сокращаться.
Одновременно имеет смысл провести ряд мер по укреплению финансовой дисциплины в стране. В частности, имеет смысл развивать казначейскую систему и усилить контроль с ее стороны за наличноденежным обращением. Имеет смысл провести ряд мероприятий по ослаблению монополии Центробанка и расширить возможности коммерческих банков, ввести цивилизованные правила игры в банковской системе.
С 01.01.97, когда дефлятор ВВП по сравнению с 1985 годом достигнет примерно 10000, имеет смысл провести деноминирующую денежную реформу в масштабе 1:10000, чтобы вернуться к привычному для России масштабу цен.
Можно прогнозировать, что роль федерального бюджета в финансах страны будет неуклонно сокращаться в силу неизбежной его гипертрофированности на первом этапе активной инновационно-инвестиционной политики. Будет возрастать роль местных бюджетов, резко сокращаться их зависимость от федеральных дотаций, расти собственная доходная база.

2. Динамика структуры доходов бюджета.

Структура доходов федерального бюджета в течение всего шестилетнего периода будет иметь динамический характер. Стабильной будет оставаться лишь доля налогов с юридических лиц, не превышающая 1,2-1,6% ВНП и отсутствие налогов с населения.
Таким образом, федеральные власти должны неуклонно придерживаться концепции "РОССИЯ - ОФФШОРНАЯ ЗОНА".
В 1996-1998 годах главным источником бюджетных поступлений будет политика таможенного протекционизма. В то же время начиная с 1998 года начнется постепенное понижение таможенных ставок с целью стимулирования конкуренции на внутреннем рынке в условиях стабилизации мощи национальных производителей. В связи с этим в 1998-2000 годах поступления от таможенных сборов будут неуклонно снижаться как в абсолютном, так и в относительном исчислении.
С 1999 года важнейшим источником финансирования бюджета станет доходная деятельность государства. Крупные ежегодные вложения в быстроокупаемые высокодоходные инновационно-инвестиционные программы дадут к 1999 году мощный кумулятивный эффект и превратят поступления от этих программ в крупный источник доходов бюджета.
Крупным источником бюджета может стать и развитие государственных услуг.
Поземельный налог в городах, введенный еще в 1995 году с низкой ставкой, будет неуклонно расти и в 1999-2000 годах его роль в финансировании бюджета резко возрастет. В XXI веке он может стать основным источником доходов бюджета.
Важным источником поступлений в бюджет может стать и приватизация. Предлагаемый нами механизм предусматривает депонирование в Государственном Фонде Имуществ 20-30% акций приватизируемых предприятий. К концу XX века, когда доходность этих предприятий многократно возрастет, постепенная продажа этих акций на бирже не только будет способствовать развитию и расширению фондового рынка, но и давать в бюджет огромные поступления.
Таким образом, можно выделить три периода финансирования бюджета:
- эмиссионный: 1995-1997 годы,
- протекционный: 1996-1998 годы,
- приватизационный: 1998-2001 годы,
- поземельный налог+госуслуги: 1999-...
Последний период устойчиво продлится несколько десятилетий.
В то же время с 1999 года начнется резкое сокращение дотирования из федерального бюджета субъектов Федерации, которое в XXI веке сведется к необходимому перераспределительному минимуму. В связи с этим с 1996 года планируется процесс укрепления их финансовой самостоятельности, собственной доходной базы.
В формировании системы доходов имеет смысл предоставить регионам полную самостоятельность, но рекомендовать максимально придерживаться концепции "Россия - оффшорная зона". Резкий уход от этой концепции может привести к оттоку капиталов из данного региона.
Основными источниками доходов регионов могут постепенно стать следующие:
- государственные услуги, монополия на которые принадлежит региональному Правительству,
- доходы от инвестиций регионального правительства,
- доходы местных фондов имуществ в процессе приватизации,
- экологический налог-штраф, который имеет смысл максимизировать в силу его важного регулирующего значения,
- в будущем - налог с предприятий на фонд заработной платы (на потребление).
Возможен вариант передачи из федерального ведения в регионы поземельного налога в городах. Однако, это может привести к сильнейшему перераспределению доходов региональных правительств, поставив в несравненно лучшее положение столичные города и урбанистические регионы.

3. Федеральный бюджет - локомотив научно-промышленного строительства.

Постепенное сокращение гипертрофированной роли федерального бюджета, возникшей в 1995 году, несомненно сокращает возможности Федерального бюджета оказывать определяющее влияние на развитие экономики. В связи с этим имеет смысл сконцентрировать федеральные ассигнования на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
В постоянных ценах 1984 года предполагается увеличить расходы на фундаментальные исследования с 558 миллионов рублей в 1995 году до 2,2 млрд. в 2000. Расходы на прикладные НИОКР должы вырасти за этот период с 1,4 млрд. до 2,8 млрд. брежневских рублей. С 1, млрд. до 2,6 млрд. должны вырасти бюджетные расходы на военные НИОКР.
Таким образом, ассигнования федерального бюджета на науку составят в 2000 году 7,6 млрд. рублей в ценах 1984 года. Это означает полное восстановление финансирования гражданской науки до союзного уровня. В то же время тяжесть финансирования военных НИОКР перекладывается на производителей и внебюджетные фонды.
Федеральные ассигнования на высшее образование и оснащение системы образования должны поддерживаться на высоком уровне 1995 года и постепенно возрастать. В то же время должна принципиально измениться система финансирования образования в целом.
Примерно втрое в постоянных ценах должны вырасти федеральные инвестиции в инновационные программы и в промышленность. При этом финансирование совместных с регионами инвестиционных программ, в том числе по содействию городам и развитию городских коммуникаций, остается в целом на уровне 1995 года. Последнее связано с ростом финансовой самостоятельности регионов, постепенно обретающих способность самим финансировать свои инвестиционные программы.
В плановый период предусмотрен резкий рост инвестиций в развитие новых видов транспорта и связи. Прежде всего это связано с началом с 1997 года непосредственной реализации программы строительства монорельсовых железных дорог на магнитной подушке (магнитопланов). Первую такую дорогу Москва - Новгород - Санкт-Петербург - Хельсинки можно построить уже к 1999 году.
Важным фактором стимулирования научно-технического прогресса и экономического роста будут оставаться военные расходы. Предусматривается некоторый рост расходов на содержание вооруженных сил, несмотря на их сокращение. Предусматривается серьезный рост (в постоянных ценах 1984 года) расходов на приобретение вооружений. В то же время важную роль в стимулировании спроса на наукоемкую технику должны сыграть внебюджетные программы развития систем вооружений.
С 1996 года должны резко вырасти и ассигнования на развитие систем бизнес-коммуникаций, прежде всего инфраструктуры связи.
Начиная с 1997 года предусмотрен резкий рост (более чем в 10 раз к уровню 1995 года в постоянных ценах 1984г) ассигнований на охрану окружающей среды. Это связано с необходимостью активной деятельности по восстановлению среды обитания, процесс разрушения которой в 1988-1994 годах обрел небывалые масштабы.
На протяжении всего периода 1995-2000 годов предполагается поддерживать на сложившемся в 1995 году уровне федеральные дотации сельскому хозяйству. В то же время с 1997 года планируется резко (более чем в 5 раз в ценах 1984 года) поднять ассигнования на программу развития животноводства и в 2,5 раза - на программу развития растениеводства. В 3,2 раза по сравнению с 1995 годом должны вырасти к 2000 году и ассигнования на поддержку фермерства.
Должна получить развития и федеральная система заготовок и сохранения продукции. Расходы и инвестиции в нее должны вырасти за 5 лет в 2,5 раза. Таким образом в целом с ростом финансовых возможностей государства федеральная поддержка и программы развития сельского хозяйства будут расти опережающими темпами.
Планируется рост в постоянных ценах расходов на культуру и искусство. Расходы на средства массовой информации особенно возрастут в 1996-1999 годах, когда будет реализована программа технического перевооружения телерадиокомпаний.
Рост расходов на федеральные объекты здравоохранения также планируется устойчиво опережающими темпами. За 6 лет он должен в ценах 1984 года вырасти в 2,2 раза. Предполагается сохранить на постоянном уровне и высокий уровень финансирования санитарно-эпидемиологической службы.
Расходы федерального бюджета в ценах 1984 года должны вырасти с 77,9 млрд. руб. в 1985 году до 99,3 млрд руб. в 1998 году и сократиться до 98,5 млрд. руб. в 2000 году.
Для сравнения можно указать, что союзный бюджет СССР в 1985 году составлял 202,9 млрд руб. при расходах консолидированного бюджета в 386,5 млрд. руб. Примерно 115 млрд. руб. союзных расходов осваивались на территории РСФСР.
Таким образом, несмотря на достижение к 1998 году по основным макроэкономическим показателям уровня 1985 года, уровень перераспределяемой через федеральный бюджет денежной массы достигнут не будет. Это связано во-первых с постепенным сокращением роли федерального бюджета в макроэкономическом регулировании, меньшими объемами федеральных военных расходов, возрастанием финансовой самостоятельности роли регионов.

4. Развитие финансовых балансов страны.

В плановый период будет продолжаться дальнейшее оздоровление сводного финансового баланса страны. Все эти годы будет сохраняться его минимальный дефицит. Доходы и расходы сводного финансового баланса за эти годы вырастут вдвое в ценах 1984 года. Структура баланса будет в целом сохраняться. Опережающими темпами будут расти доходы государственных инвестиционных программ и государственных услуг, земельная рента. Резко упадет роль ресурсов денежного обращения.
Основой доходной части финансового баланса будет устойчиво оставаться прибыль хозяйствующих субъектов. Основой расходной - расходы предприятий. Опережающий рост этой статьи расходов будет отражать рост самостоятельности и значения хозяйствующих субъектов в экономике и инвестиционном процессе при неуклонном сокращении роли государства.
Баланс доходов и расходов населения за эти 6 лет в постоянных ценах 1984 года вырастает почти в 3 раза, что отражает соответствующий реальный рост уровня жизни. Почти в три раза должен вырасти Фонд оплаты труда, доходы от подсобного хозяйства и предпринимательства.
В то же время в расходной части баланса доходов и расходов населения произойдут структурные, качественные сдвиги. Опережающими темпами будут расти вклады в банках и вложения в недвижимость. В постоянных ценах 1984 года они вырастут в 4 раза. В то же время резко возрастет потребление услуг - также в 4 раза за 6 лет. В то же время розничный товарооборот вырастет немногим более чем вдвое.
Дефицит баланса за эти годы будет минимальным и связанным только с техническими моментами (переходом спроса на будущий год).

5. Динамика макроэкономических показателей.

Реализация предлагаемой нами бюджетной и инновацонно-инвестиционной политики в течение 6 лет будет иметь весьма благоприятные экономические последствия.
Можно прогнозировать рост легального объема ВВП в ценах 1984 года с 202 млрд. руб. в 1995 году до 473 млрд. руб. в 2000 году. Это соответствует росту с $422 млрд. до $2533 млрд. (с учетом укрепления рубля по отношению к доллару. ВВП на душу населения возрастает с 1374 до 3144 брежневских рублей или с $2868 до $16844.
Инвестиции в российскую экономику в ценах 1984 года возрастут за 6 лет с 53 до 180 млрд. рублей или с $111 млрд. до $967 млрд.
Произойдет укрепление позиций рубля к доллару. Несмотря на рост внутренних цен в России в целом за 6 лет примерно в раза, курс рубля упадет к 2000 году до 3000 рублей (30 пореформенных копеек), что будет отражать инфляционные процессы в США и применение ряда мер по защите российской национальной валюты.
Месячная заработная плата достигнет в 2000 году 316,9 рублей, или 197 рублей образца 1984 года. В то же время она уже не будет занимать такое же как в 1984 году место в доходах населения, поскольку несравненно большими будут доходы от подсобного хозяйства и предпринимательский доход. Кроме того, на всей территории России будет действовать единая валюта без градаций и отсутствовать система дефицита, что реально делает этот рубль полновеснее брежневского.
Таким образом, уровень жизни 1985 года будет превзойден уже в 1998 году. Средняя зарплата 200 года достигнет $1056 в месяц, что будет ниже зарплаты в Европе и США, но будет компенсироваться иной структурой цен (относительной дешевизной жилья, недвижимости, земли, энергии). Внутренний товарооборот возрастет со $151 млрд. до $833 млрд.
Российский экспорт вырастет за 6 лет с $49 до $70 млрд. при резком сокращении экспорта сырья и энергоносителей. Импорт возрастет с $47 млрд. до $96 млрд., прежде всего засчет импорта оборудования. Впрочем, при определенных обстоятельствах возможны и большие объемы импорта.
Дефицит торгового баланса, который возрастет к 2000 году до $26 млрд. будет покрываться притоком иностранных капиталов и возвращением отечественных.
По всем основным макроэкономическим показателям (ВВП, прибыль, доходы населения, промышленное производство) уровень 1985 года будет достигнут или превышен уже в 1998 году. В то же время достижение этих количественных показателей произойдет в качественно новой ситуации:
- в условиях конвертируемости валюты,
- в условиях бездефицитности рынка,
- при наличии принципиально нового научно-промышленного потенциала,
- при наличии высоких темпов роста всех показателей экономической и научно-технической мощи.
К 2000 году уровень 1985 будет перекрыт до такого уровня, до какого ему пришлось бы расти при свойственных СССР темпах все эти 15 лет.

Часть 7: Политические условия реализации предлагаемого проекта.

Очевидно, исполнение предложенного здесь бюджета и реализация перспективной программы финансового оздоровления и экономического подъема требуют выполнения ряда политических условий. Эти условия следующие:

1. Наличие политической воли российской правящей элиты для постановки реализуемых предлагаемым проектом бюджета задач.

2. Замена "Правительства жесткой экономии" Правительством профессионалов.

3. Реформа структуры Правительства-Совета Министров Российской Федерации.

4. Достижение национального согласия вокруг предлагаемых мер.

5. Поворот общественного мнения от иждивенческой веры в очередное "демократическое чудо" к нормальной созидательной деятельности.

6. Изменение позиции деятелей культуры и средств массовой информации от однозначной поддержки политики ликвидации российского научно-промышленного и культурного потенциала к поддержке программы созидательных действий по строительству новой России и Евразийского сообщества.

7. Активная позиция субъектов Федерации в отношении радикального ухода от политики жесткой экономии к созидательной программе.