Приветствую вас на своем канале о загородной жизни, но сегодня о детях)
У меня дочь окончила 2 класс и теперь я готова поделится своим опытом по довольно популярной и противоречивой теме: "Надо ли учить ребенка читать ДО первого класса?"
И мой ответ - ДА!!!
Теперь объясняю свою позицию.
Опыт
На теме чтения и письма за 2 года я "съела собаку" в прямом и переносном смыслах 😂 И эта статья для мамочек, которые только в начале этого пути.
Я прослушала очень много вебинаров нейропсихологов на тему чтения/письма, прочитала много книг, перелопатила интернет и форумы логопедов))
Итак,
Моя дочь пошла в 1 класс не умея читать, ну или читая ооооочень медленно (1 -2- 3 слова в минуту, еле складывала слоги).
Т.к. никаких неврологических диагнозов нам не ставили, на подготовительных курсах к школе (они там не читали) учитель тоже весьма хорошо отзывалась и с удовольствием взяла дочь в 1 класс. Да и в целом, хочу заметить, ребенок был очень смышленый: легко складывала пазлы, квадраты/кубики Никитина все уровни без проблем!, танграмы, катамино и т.п. все успешно решалось.
В принципе за пару школьных месяцев читать научили, или сама научилась, еле еле читала не более 11 слов в минуту. Без прогресса. С ошибками.
Почему ребенку сложно читать
Нейропсихологи называют 3 фактора, которые формируют правильное чтение и письмо. Чтение и письмо очень взаимосвязаны.
- Сформированность зрительно-слухового анализа. Различает звуки, буквы (не путает их при чтении: д/т, б/д, г/д и т.д.).
- Пространственное восприятие. Дефицитарно опознается буква, оптико-пространственные ошибки. Зеркалит, путает строчки, перескакивает глазами слова и буквы.
- Память. Важна для понимания смысла прочитанного.
Так вот, если у вас нет нейропсихолога в округе, то диагностировать в какой области имеются затруднения у ребенка придется вам самим. По типу ошибок которые делает ваш ребенок. Или сделать это можно у логопеда.
А потом самое весёлое - заниматься, корректировать и помогать ребенку за-читать (а соответственно и за-писать, т.к. аналогичные ошибки проявляются и в письме: пропуск букв, не дописывание окончаний и т.п.).
При том, что я не пишу о дисграфии и дислексии, а лишь о незначительных отклонениях в чтении и письме, которые кстати сказать по статистике у современных детей случаются чуть ли не в 80% случаев.
В случаях установленных диагнозах дисграфии и дислексии нужна поддержка логопеда!
Наш результат
По каждому из приведенных выше мной 3 пунктов есть определенные упражнения.
Например, в любом тексте найти заданную букву и обвести ее , или более сложный вариант обвести одну букву, а подчеркнуть другую.
Таких заданий масса! Они есть в интернете вразброс по запросам, а есть обобщенные в специализированных пособиях для занятий с ребенком (этот вариант более удобный!)
Для нас я нашла работающие упражнения и логопедические тетради, по которым мы занимаемся уже 2 год. Сейчас акцент я смещаю на отработку правил русского языка и нарабатывание скорости чтения. Т.к. основные ошибки с успехом за 1,5 года работы! мы исправили.
Важно! Не занимайтесь скорочтением пока не исправлены все ошибки и проблемы чтения! Можно навредить и усугубить.
Возвращаясь к теме поста о важности научить читать до школы, хочу выделить главную мысль:
- Важно не столько научить быстро читать, а научить правильно (пусть медленно) читать и понимать смысл прочитанного.
- Важно правильно и качественно выучить буквы, узнавать их, верно читать. Звуко-буквенный анализ! Лепить буквы в 3D, опознавать их на ощупь в мешке и т.п.
- Важно писать графические диктанты и уметь ловить мячи!)
В общем еще до школы надо качественно освоить БАЗУ, чтобы не было проблем в школе.
Если эта тема интересна и нужны конкретные упражнения и опробованный список пособий для разных возрастов - пишите! По активности в комментариях и популярности поста я продолжу.
Т.к. писать "в стол" мне не интересно ))
Прочтите также:
✅ Нашла книги для 8-летки не любящей читать! Делюсь)
Ваша Беседка ☀️
Все мои статьи на тему семьи, детей и их воспитания находятся по тегу #семья_и_школа_Беседка Подписывайтесь, если вам интересна эта тема и не пропускайте новый публикации.