Найти в Дзене
Владимир Зима

Как меняется человек на руководящей должности

Вчера я рассказывал о том, как становятся руководителями. А сегодня я опубликую фрагмент книги "Инструменты руководителя", в котором рассмотриваются те важнейшие изменения, которые происходят с человеком, который наконец-то сделал карьеру и получил одну из высоких должностей.

Фокус ответственности

Во-первых, фокус ответственности. Исполнитель отвечает только за свои действия. И то, с оглядкой на начальника. Руководитель отвечает за действия всех своих людей. И не может оправдать свои провалы неправильными действиями подчиненных.
В своей практике, руководителям, которые пытались свалить ответственность на собственных сотрудников я предлагал либо перейти в специалисты, либо уволиться. Второе чаще.

Можно и нужно изменить и свое отношение к чужим достижениям. «А за него все родители сделали», «да он просто с начальников подружился!», «не будешь своим – ничего все равно не получится». Это слова исполнителей, которым суждено ими же и остаться. Руководитель по своей сути – это человек, настроенный на достижение результата. А значит, он будет думать не о том, по какой волшебной причине кто-то добился успеха, а о том, какие действия нужно совершить, чтобы сделать это самому.

Отношение к своей выгоде

Привыкните к тому, что ваша выгода вторична. Должна выигрывать система. Поэтому основа продуктивного руководства – компромисс. Мы живем в мире конфликтов. Сотрудник часто хочет меньше делать и больше получать. Организация меньше платить и получать больше результатов. Руководитель хочет, чтобы подчиненные понимали его с первого раза, а сотруднику требуется больше информации от руководителя. И так далее. И в любом конфликте руководитель должен находить золотую середину. Для сотрудников он – представитель организации, поэтому должен ориентироваться и на интересы организации, и принимать во внимание потребности сотрудников. Это не так легко, как кажется.

Отношение к чужим ошибкам

Также нужно изменить свое отношение к ошибкам других людей. Если вы не умеете прощать промахи, то не научитесь грамотно руководить. Ведь все когда-то делают ошибки. Но не все умеют управлять своими эмоциями в отношении ошибок, сделанных другими.
Нужно будет найти баланс между категоричностью и мягкостью. Категоричные оценки ведут к тому, что люди демотивируются и перестают пытаться выполнить работу качественно, так как начальнику все равно никогда не угодишь. Кроме того, когда сотрудники считают, что спорить с руководителем совершенно бесполезно, они перестают проявлять какую-либо инициативу. С другой стороны, слишком мягкие оценки приведут к такому же эффекту, с той разницей, что вызван он будет пренебрежением к мнению «доброго» руководителя.

Желание «идеального» результата

Еще один важный момент, который мешает руководителю – перфекционизм. Желание того, чтобы все было выполнено идеально. У перфекционистов не получается руководить людьми до тех пор, пока они не смирятся с тем, что у других людей может быть другое видение выполнения задачи. И оно даже может в корне обличаться от видения руководителя.

Для того чтобы победить собственный перфекционизм, нужно понять, что идеал существует только в голове того, кто ставит задачу. И далеко не факт, что это действительно лучший вариант из возможных. Один мой знакомый предприниматель не мог запустить рекламную кампанию нового продукта в течение нескольких месяцев из-за того, что все варианты, которые приносили ему и его сотрудники, и рекламные агентства казались ему несовершенными. И как он ни пытался объяснить им чего он хочет, идеальный вариант так и не появился. Только убытки заставили его принять концепцию, предложенную дизайнерами. Зато, посчитав потерянные деньги, он все-таки, снизил свои ожидания. И не только к дизайну. Через несколько недель его сотрудники поделились, что с ним стало намного легче работать.

Желание мгновенных результатов

Терпение – это один из главных инструментов руководителя. Мгновенных превращений почти не бывает. Если человек совершает ошибки или принимает неправильные решения, то его невозможно исправить с помощью одного единственного разговора.

Причем, мы легко признаем эту особенность человека, когда речь идет о нас самих. Однако продолжаем верить в то, что другие могут измениться моментально, если сказать им правильные слова.

На самом же деле, для того чтобы вас услышали, иногда нужно произнести одно и то же десятки раз, подбирая разные слова и формы.
Терпение требуется и для того, чтобы научить подчиненных. Нельзя выполнять работу за своего сотрудника, когда кажется, что он слишком долго учится. Ведь если у вас не хватит терпения получить результат от самого человека, то вы будете работать за каждого своего подчиненного. А это способ работы исполнителя, а не руководителя. «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам!» - лозунг нетерпеливых.

Абсолютная уверенность

Если руководитель всегда и во всем прав, это не плохо. Плохо, если он уверен в том, что всегда и во всем прав. Если он не подвергает сомнению собственные стереотипы и решения.

При таком отношении к своему мнению, у руководителя почти нет шансов завоевать авторитет. Единственный способ – это вообще не ошибаться в течение долгих лет. А это вряд ли возможно. Мелкие ошибки случаются регулярно. И чем категоричнее вы отстаиваете свою ошибочную позицию, тем меньше уважения будут к вам испытывать подчиненные.

Конечно, бывают и такие случаи, когда правы именно вы, а все остальные ошибаются. Но для того, чтобы в таких ситуациях люди следовали за вами, нужно заработать достаточный авторитет. А сами ситуации нужно очень внимательно анализировать.

Так что, нужно научиться подвергать сомнению свои собственные мнения и предубеждения.

Отношение к власти

Разговаривая с молодыми начальниками, я сделал печальный вывод. Примерно половина из них стремилась на руководящие должности не для того, чтобы менять компании к лучшему. Все, чего они хотели – это получить власть над людьми. И действительно, кажется, что даже само по себе назначение руководителем ее дает. Однако есть и такое понятие, как «руководитель, который не справился с людьми». Наслаждаясь правом приказывать, такие руководители не обращают внимания на самое главное – на то, как их воспринимают подчиненные. Они не понимают самого главного – получив право управлять от организации, нужно еще и получить право управлять от самих людей. Заработать авторитет.

А как этот авторитет заработать, мы поговорим в следующей публикации. А пока видео о том, чем же руководитель отличается от рядового сотрудника, а директор от бригадира: